Пожарная безопасность офисных помещений: как обеспечивается и какие требования
Соблюдение пожарной безопасности важно, а требований так много. Небольшое отступление может привести к возгоранию. Сегодня говорим о пожарной безопасности офисных помещений.
Остап подал дирижеру руку и дружелюбно спросил:
— Песни народностей? Очень интересно. Я инспектор пожарной охраны.
Завхоз застыдился.
— Да, да, — сказал он, конфузясь, — это как раз кстати. Я даже доклад собирался писать.
— Вам нечего беспокоиться, — великодушно заявил Остап, — я сам напишу доклад. Ну, давайте смотреть помещение.
Ильф И.А., Петров Е.П. Двенадцать стульев.
НПА, регулирующие требования пожарной безопасности к офисным помещениям
№ | Наименование акта | Реквизиты | Предмет регулирования |
---|---|---|---|
1 | Федеральный закон «О пожарной безопасности» | № 69-ФЗ от 21.12.1994 | Определение общих правовых, экономических и социальных основ обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации |
2 | Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» | № 123-ФЗ от 22.07.2008 | Защита жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров |
3 | Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» | № 1479 от 16.09.2020 | Установление требований пожарной безопасности, определяющих порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций |
Соблюдение пожарной безопасности необходимо для защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Требования установлены не только вышеуказанными нормативными актами, есть и другие постановления, приказы, распоряжения. Получается целая наука. Один только закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ содержит более 150 статей с приложением 30 таблиц. В нем запутается и опытный инспектор безопасности.
Кроме большого числа актов, постоянно меняется их содержание, поэтому важно иметь перед собой актуальную версию закона или постановления. В интернете много статей по теме пожарной безопасности, но те из них, которые были написаны три года назад и более, часто имеют ссылки на утратившие силу тексты.
Также некоторые формально действующие СНиПы имеют справочный характер или фактически не применяются. Например, «СНиП 21-01-97 Пожарная безопасность зданий и сооружений». На это указало Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в письме от 04.12.2017 № 53435-ОГ/08.
Почему обращаем внимание на эти особенности? Потому что в судебной практике были случаи, когда государственные органы, проверяющие соблюдение мер пожарной безопасности, в актах, иных прилагаемых к ним справках ссылались на уже отмененные нормативные акты либо на пункты, которые утратили силу. Привлекаемое к ответственности юридическое лицо предоставляло в суд пояснения, указывая на эти нестыковки, и добавляло еще возражения по сути. Такие действия часто приводили к снижению размера денежного взыскания.
Кто отвечает за соблюдение мер пожарной безопасности на предприятии
За соблюдение мер безопасности в служебных кабинетах, иных помещениях отвечает руководитель предприятия. Это общий принцип, который видоизменяется и дополняется законодателем.
Советуем прочитать: все о пожарно-техническом минимуме для руководителей и специалистов
Кроме директоров предприятий, ответственность за безопасность служебных кабинетов несут:
- собственники имущества;
- руководители органов власти;
- лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом;
- должностные лица.
Руководитель предприятия вправе назначать ответственных за пожарную безопасность отдельных помещений, служебных кабинетов, участков на предприятии. Желательно, чтобы это были люди, которые по своему функционалу были приближены к пониманию того, как построено здание, из чего, каким образом расположены и функционируют внутренние системы здания, служебные кабинеты, т. е. инженеры, главные инженеры, либо лица, имеющие техническое образование, либо специалисты по обеспечению пожарной безопасности.
Для назначения работника ответственным по безопасности директор предприятия издает приказ.
Подробнее: как назначить ответственного за пожарную безопасность в организации
Приказ выглядит так:
Актуальный бланк и образец этого документа есть в КонсультантПлюс Скачать бесплатно
В небольшой организации часто ответственными за соблюдение мер противопожарной безопасности назначают сотрудников, которые имеют только общее представление о таких мерах. Для безопасности небольшого помещения, служебного кабинета этого достаточно. В крупных организациях, предприятиях в штат принимают специалистов по пожарной безопасности, которые имеют профильное образование или проходили специальную подготовку.
В сферу деятельности сотрудников по соблюдению пожарной безопасности входят:
- разработка, организация и контроль выполнения мер по пожарной безопасности;
- проведение проверок противопожарного состояния на предприятии;
- обеспечение содержания в исправном состоянии систем и средств противопожарной защиты на предприятии;
- обучение сотрудников предприятия;
- взаимодействие с государственными органами.
Требования пожарной безопасности к офисным помещениям
Требований по безопасности много, они относятся не только к помещениям, служебным кабинетам внутри помещений, но и к зданиям, выходам из них, лестничным клеткам, электрическим приборам, используемым при отделке помещения материалам. Например, ковролин является горючим материалом. Использовался как необходимый элемент стиля для магазинов одной крупной сети, пока в Башкортостане не сочли, что применение определенного вида ковролина в помещении нарушает правила пожарной безопасности помещения. Предложили заменить ковролин на более безопасный вариант.
Точный перечень мер по соблюдению пожарной безопасности офисного помещения зависит от самого здания, его конструкции, размеров, материалов, из которых оно изготовлено, иных примененных проектных решений, числа людей, которые находятся в здании.
В каждом офисном помещении:
- должны размещаться пожарные извещатели, огнетушители;
- на видных местах этажей и в помещениях размещаются планы эвакуации, в соответствии с которыми действуют при возникновении пожара;
- в помещениях и на этажах размещаются элементы системы оповещения и управления эвакуацией (табло, указатели, громкоговорители);
- для ремонта и отделки офисных помещений используют материалы, имеющие необходимые разрешительные документы;
- в помещениях разрешено использовать исправные электроприборы и оборудование, а сотрудники знакомятся с правилами безопасности при их эксплуатации.
Может пригодиться: как разработать план эвакуации при пожаре
Вспоминается случай, когда люди, находившиеся в офисе на верхнем этаже торгово-офисного центра, выглянув в окно, увидели на парковке несколько сотен толпящихся граждан, а на крыше торгово-офисного центра — дым. Оказалось, что всем посетителям уже давно объявили об эвакуации, просто система оповещения при пожаре почему-то на самом верхнем этаже не работала или не сработала. В итоге все закончилось благополучно, а в следующие две недели сотрудники офисов на верхних этажах по нескольку раз в день слушали голос диктора об учебной тревоге и исполнителей разных стран, музыка которых передавалась с целью тестирования системы.
Подробнее: о требованиях пожбезопасности к зданиям и помещениям
Инструкции по пожарной безопасности в офисном помещении
В отношении зданий принимаются инструкции о соблюдении мер пожарной безопасности, которые отражают информацию о порядке содержания территорий, зданий, помещений, эвакуационных путях и выходах, путях доступа подразделений пожарной охраны и другую информацию.
Инструкция в отношении помещений, служебных кабинетов содержит ряд требований, запретов, ограничений в отношении конкретных помещений, служебных кабинетов.
Запрещается:
- изменять направление открывания дверей, за исключением дверей, открывание которых не нормируется или к которым предъявляются иные требования;
- проводить изменения, связанные с устройством систем противопожарной защиты, без разработки проектной документации;
- устраивать на путях эвакуации из служебных кабинетов пороги (за исключением порогов в дверных проемах), устанавливать раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота без возможности вручную открыть их изнутри и заблокировать в открытом состоянии;
- размещать мебель на путях эвакуации;
- устанавливать глухие решетки на окнах подвалов и приямках у окон подвалов, являющихся аварийными выходами.
Для примера представьте себе ситуацию: объявили пожарную тревогу. Человек пытается выбежать из служебного кабинета, а дверь открывается внутрь помещения, тратит время, чтобы разобраться и все-таки ее открыть. Выбегает в коридор, бежит по ковровой дорожке, которая не прикреплена прочно к полу, при беге съезжает, человек падает. Вновь встает, бежит, спотыкается о порог, натыкается на мебель в коридоре, преодолевает вертушку на входе, выбегает на улицу, а ему говорят: расслабься, тревога-то учебная.
Особые требования у пожарников к новогодней елке. Важно, чтобы елка не свалилась, т. е. была надежно закреплена, нельзя устанавливать елку в местах, где она преградит пути выхода при пожаре. Ветки дерева должны находиться на расстоянии как минимум в один метр от стен и потолков, сделанных из пожароопасных материалов, пластиковых батарей и кондиционеров.
Средства пожаротушения в офисном помещении
Основным средством, применяемым для тушения огня в офисном помещении, является огнетушитель. В соответствии с п. 60 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, руководитель организации обеспечивает объект защиты первичными средствами пожаротушения (огнетушителями). Руководитель или ответственное лицо обеспечивает их нормы по количеству, контролирует, соблюдены ли сроки перезарядки, освидетельствования и своевременной замены.
Помните, как Остап Бендер во втором доме Старсобеса проверял огнетушитель. Он просто схватил его, свинтил капсюль и ... ничего не произошло. Вернее, раздалось тихое сопение, напомнившее песню «Коль славен наш господь в Сионе». Для тех, кто не знает, — это неофициальный гимн российского государства, который исполняли двести лет назад. Загляните в паспорт огнетушителя, посмотрите, что там написано, и уж ни в коем случае не покупайте огнетушитель на толкучке, как это сделал Александр Яковлевич из «Двенадцати стульев».
Кроме огнетушителей, применяются и другие средства пожаротушения, которые не находятся непосредственно в офисных помещениях. Они расположены на пожарных щитах. Их оборудуют пожарным инструментом и инвентарем: лом, багор, крюк с деревянной рукояткой, ведро, ящик с песком, лопаты разных видов, покрывала из негорючего теплоизоляционного материала, пожарные ведра.
Перечисленные средства пожаротушения — те, которыми самостоятельно пользуется сотрудник офисного помещения. Они относятся к первичным или подручным.
Автоматические или мобильные средства пожаротушения — это спринклерные оросители, которые расположены на потолке помещения, пожарные автомобили, вертолеты. Телефон тоже в некотором роде является средством пожаротушения, если позвонить по нему в пожарную службу по номеру 101.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в офисном помещении
Дисциплинарная ответственность определена во внутренних актах организации, следует из положений трудового договора, приказа, которым главный инженер, начальник общего отдела либо иной специалист назначен ответственным.
Административная ответственность предусмотрена статьей 20.4 КоАП РФ от небольших штрафов в 5000 рублей до 2 000 000 рублей или приостановления деятельности организации на срок до 90 суток.
Подробнее: на какой срок заморозят бизнес за нарушение пожбезопасности
Уголовная ответственность за соблюдение мер безопасности установлена ст. 219 УК РФ и предусматривает штрафы, ограничение свободы, принудительные работы, иные меры вплоть до лишения свободы на срок до 7 лет.
Подробнее: как наказывают за нарушение требований пожарной безопасности