НКО на распутье: новые законы, которые нельзя игнорировать

От цифровизации воинского учета до расширения понятия «нежелательная организация» — мы собрали все критические изменения в законодательстве, которые коснутся каждой некоммерческой организации. Какие возможности открываются и какие риски стоит учесть в новых реалиях?

Содержание

НКО и новые законы, которые нельзя игнорировать. Запись информационной встречи с юристами

Обзор изменений в законодательстве для НКО: август 2024

С одной стороны, это некоторая грусть, связанная с тем, что лето заканчивается. Яркая, насыщенная событиями летняя жизнь подходит к концу, меняется погода, укорачивается световой день, и всё это навевает некоторую светлую грусть.

С другой стороны, традиционно с детских, со школьных лет все мы привыкли, что конец августа — это время воодушевления, когда мы ждём встречи с одноклассниками, ждём новых знаний, новых предметов, открытия новых горизонтов. И очень хочется пожелать нам всем, чтобы это чувство воодушевления сохранялось на протяжении всей осени, чтобы оно нас грело и давало нам стимулы пережить осеннюю хандру.

Но не будем забегать вперёд. У нас впереди ещё целых 9 с половиной дней лета, и будем пытаться по максимуму выжать из них всё самое лучшее.

Ну а то, чем запомнился август с точки зрения некоммерческого законодательства, мы с радостью вам сегодня и расскажем. И конечно, переходим к рубрике «Новости законодательства».

Изменения в законодательстве о наставничестве

Я с радостью передаю слово Татьяне Викторовне Захаровой. Татьяна Викторовна, пожалуйста.

У нас наставничество ассоциируется с профессиональной деятельностью. Когда в организацию приходит новый сотрудник, к нему прикрепляется наставник, который сопровождает его в освоении профессии. И что интересно, само явление существует, приветствуется, но в Трудовом кодексе пока нет законодательного определения, кто такой наставник.

Есть известные методические рекомендации, утверждённые Минтрудом, и постановление Правительства, касающееся именно этой темы наставничества, но только в сфере государственной гражданской службы. Но это не означает, что если в вашей организации такая практика существует, то это каким-то образом нельзя регламентировать внутренними документами и в каком-то смысле опираться вот на те методические рекомендации Минтруда, которые сейчас разработаны.

А то, что к этому явлению практики всё больше и больше внимания, интерес подтверждает то, что в конце июля объявлен Всероссийский конкурс наставничества, информация о котором и положение о котором опубликовано на сайте Минтруда.

И вот у нас впервые появляются в федеральном законодательстве термины «наставник», регулирование процессов наставничества. И это, что самое интересное, совершенно не касается трудовых отношений. Это правовое регулирование совершенно в другой сфере — в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. То есть, как раньше говорили, по работе с трудными подростками.

Изменения в законах о благотворительной деятельности и профилактике правонарушений несовершеннолетних

8 августа принят федеральный закон от 8 августа 2024 года, который вносит существенные изменения в два федеральных закона. Это Федеральный закон о благотворительной деятельности, добровольчестве и волонтёрстве и Федеральный закон об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. И эти новые правовые нормы очень взаимосвязаны друг с другом.

Казалось бы, причём тут закон о благотворительной деятельности? Но дело в том, что именно в законе о благотворительной деятельности формулируется то, что собственно понимается под благотворительной и волонтёрской деятельностью. Такая деятельность может осуществляться только в целях, перечисленных в этом законе. И среди этих целей есть связь с профилактикой правонарушений. Одна из них так и звучит: это участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В этих целях может осуществляться и волонтёрская деятельность.

Изменения в закон вносятся с 5 февраля, то есть начинают действовать с 5 февраля 2025 года. И сейчас вы поймёте, почему столько месяцев, только столько месяцев пройдёт, прежде чем заработают эти нормы. Да потому что нужно много ещё успеть сделать. А что именно, сейчас узнаем.

Кто может быть наставником для несовершеннолетних

Итак, кто может участвовать в работе с трудными подростками, если коротко поговорить? Во-первых, это граждане. И именно наставником может называться человек, то есть наставник — это конкретный человек, который работает с ребёнком. И, как в законе сказано, он собственно ведёт индивидуальную непосредственную работу с несовершеннолетним.

Но могут в этом участвовать и организации. И закон определяет, какие именно. Это благотворительные организации, то есть организации некоммерческие, имеющие статус благотворительных, действующие в рамках закона о благотворительной деятельности. Это социально ориентированные некоммерческие организации — этот статус определяется в соответствии с законом о некоммерческих организациях. Это волонтёрские организации, организаторы волонтёрской деятельности, определение которых дано в законе о благотворительной деятельности. И они тоже могут участвовать в такой деятельности.

Ограничения для наставников

Ещё не все из них могут всё-таки быть наставниками. Есть ограничения. Первое — это касается граждан, которые не могут быть наставниками. Это, во-первых, не допускаются к такой работе те, кто не может осуществлять педагогическую деятельность в соответствии с Трудовым кодексом. Напомню, это люди, которые имеют судимость по определённым статьям, перечисленным в Трудовом кодексе, либо имеют определённые заболевания, утверждённые особым перечнем.

Второй критерий — это люди, которые не могут быть учредителями некоммерческих организаций по критериям, установленным уже Федеральным законом о некоммерческих организациях.

И третья категория — это если человек в статусе иностранного агента и внесён в соответствующий перечень реестр.

Следующее касается ограничения организаций — вот тех самых благотворительных, социально ориентированных, волонтёрских организаций. Они не могут работать с подростками, если, во-первых, также по определённым основаниям Федеральным законом о некоммерческих организациях не могут быть учредителями, членами некоммерческой организации. Если они признаны иностранными агентами. И если этими организациями руководит, является единоличным исполнительным органом человек, который не отвечает всем требованиям, которые предъявляются к наставникам. То есть может осуществлять педагогическую деятельность, не может быть учредителем некоммерческой организации, или он лично является иностранным агентом в соответствии с действующим законом.

Процедура подачи заявления на наставничество

Итак, если человек или организация всем критериям соответствует и есть большое желание поработать с детьми, подставить своё плечо тем, кто в этом нуждается, то что нужно будет сделать, когда закон вступит в действие? Нужно будет подать заявление в электронной форме через единую информационную систему, регулирующую вопросы добровольчества. Она называется «Добровольцы России». И организация, которая является оператором этой системы, в настоящее время это Ассоциация волонтёрских центров, эту информацию, то есть о лицах, подавших такое заявление, передаёт в государственную информационную систему профилактики безнадзорности и правонарушений.

Это совершенно новая информационная система, которая будет создана. Вот как раз на основании норм, новых норм Федерального закона о внесении вот этих изменений. И в законе о профилактике правонарушений, о работе с детьми, у нас появляется новая отдельная глава, так и называется: «Государственная информационная система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». И, видимо, к февралю 2025 года эта система будет создана.

Оператор системы и реестр наставников

Оператором этой системы будет Министерство просвещения. И вот Министерство просвещения, получая информацию от Ассоциации волонтёрских центров о тех лицах, которые подали заявление, что готовы быть наставниками, а организации готовы участвовать в такой работе, уже с этой информацией работают и создают реестр наставников и реестр организаций.

Сразу хочу сказать, что, конечно же, в государственной информационной системе по профилактике безнадзорности и правонарушений много довольно другой информации. И прежде всего это информация о тех детях, о тех подростках, которым собственно нужна помощь, поддержка. Но мы сегодня, я вот про это не рассказываю.

Коллеги, закон уже опубликован, можно посмотреть. Если эта тема интересует, конечно, изменения довольно серьёзные. Их много, и можно подробно посмотреть. Но сразу скажу, что ожидается ещё отдельное постановление Правительства, в котором будет утверждено вот всё, что связано с работой этой новой информационной государственной системы, порядок введения подавших вот такие заявления лиц в реестр наставников и реестр организаций.

Судя по всему, не все те, кто подадут заявление, скорее всего, будут уже попадать в этот реестр. Например, даже вот такое в законе написано условие: в реестр наставников могут включаться граждане, которые прошли специальную подготовку. Даже вот такое будет требование.

А далее вы видите, есть ещё одна строка в этом реестре: сведения о действующих наставниках и организациях. Это, судя по всему, те, кто уже непосредственно начал свою работу с подростками.

Кто же принимает решение? Решение будет принимать комиссия по делам несовершеннолетних, рассматривая каждый конкретный случай. Причём, как записано в законе, будет учитываться, конечно, и мнение, согласие родителей, законных представителей. Несовершеннолетнего, достигшего 14 лет, его мнение тоже будут спрашивать.

И в законе предусмотрено, в том числе, и права, обязанности наставников. Это довольно интересные, но новые нормы. Впервые у нас наставничество законодательно регулируется. Конечно, с интересом будем наблюдать, как это всё заработает. И, может быть, отдельно ещё, если будут возникать вопросы, об этом ещё расскажем, поговорим либо встретимся на консультациях.

Изменения в законодательстве о волонтёрской деятельности

Есть ещё некоторые изменения, которые, правда, ожидаются, связанные с добровольческой, волонтёрской деятельностью. Это касается требований к состоянию здоровья добровольцев по определённым видам волонтёрской деятельности.

Дело в том, что у нас в законе о благотворительной деятельности статья 17.2, в которой написано о том, что организации-участники волонтёрской деятельности — это организаторы волонтёрской деятельности и волонтёрские организации, такие два вида у нас предусмотрено законом — они могут взаимодействовать с государственными органами, с органами муниципального самоуправления, с государственными и муниципальными организациями вот по вопросам участия волонтёров в той или иной деятельности. И вот на основании этой нормы закона было принято ещё в 2018 году постановление Правительства, которое как раз сформулировало требования к такому взаимодействию.

И вот на основании этого постановления правительства про общие требования к порядку взаимодействия волонтёрских организаций и государственных, муниципальных органов, государственных и муниципальных организаций, на основании этого постановления уже эти органы, организации создают, утверждают свои регламенты, в которых собственно и написано, на каких условиях волонтёр может быть допущен, допускается непосредственно в организации, где чтобы он помогал людям, вот собственно был волонтёром, добровольцем.

И в этом постановлении определено четыре таких вида деятельности. Это волонтёрская деятельность в организациях, где оказывается медицинская помощь, в организациях социального обслуживания, в организациях для детей-сирот, и в ситуациях чрезвычайных. Так вот, этим постановлением правительства могут быть утверждены, в том числе, требования к состоянию здоровья волонтёров, чтобы он мог участвовать, вот допускался в эти организации.

И Минэкономразвития опубликовало 7 июня проект для общественного обсуждения о внесении изменений в постановление Правительства, касающихся требований к состоянию здоровья. Этот проект не остался незамеченным некоммерческими организациями. Было обсуждение, итоги которого, судя по новости, опубликованной в Telegram-канале Минэкономразвития (это как раз фотография из этого источника), опубликовано, что же предполагается, какие же требования предполагаются к состоянию здоровья.

И если сравнить вот эту информацию, которая была опубликована, появилась в Telegram-канале несколько дней назад, и тот проект постановления правительства, изменений, то они, конечно, отличаются. Нужно сказать, что, скорее всего, требования будут более мягкими, чем сначала подразумевалось.

И мы видим, что для того, чтобы волонтёр смог зайти в медицинское, в социальное учреждение, главное, чтобы у него было всё с температурой хорошо. И только если его волонтёрская деятельность будет связана непосредственно с какими-то действиями, тогда требуется справка об отсутствии туберкулёза.

Но более подробно мы, конечно, увидим в самом постановлении в новой редакции. Мы его ждём. Но вот на сегодняшнее утро я посмотрела, пока информации нет. Ну вот такие новости ожидаются, и, конечно же, мы тоже потом расскажем, когда постановление в новой редакции будет уже опубликовано.

Изменения в законе о нежелательных организациях

Коллеги, само по себе слово «нежелательный» имеет, как мы с вами понимаем, некоторую отрицательную окраску. Ну а тем, кто, как мы с вами, знаком с законодательством о деятельности НКО, слово «нежелательный» имеет особую окраску. И вот что нового появилось в термине «нежелательная организация» в соответствии с законом, я прошу рассказать Василия. Пожалуйста, тебе слово.

Спасибо большое, Сонечка. Здравствуйте, коллеги. Честно говоря, мы не видели большого смысла брать эту новость и рассказывать о ней, но средства массовой информации как-то попытались её разъяснить, и немножко снять напряжённость, которая, возможно, возникает у некоммерческих организаций.

Суть всех последних изменений состоит всего лишь в том, что законодательно расширен спектр иностранных и международных организаций, в отношении которых Генеральной прокуратурой, по согласованию с Министерством иностранных дел, может быть принято решение о нежелательности их деятельности на территории нашей страны. Всего лишь из закона убрано слово «неправительственные». Раньше только неправительственные организации могли попасть под такое слово, как нежелательные, то теперь и другие организации.

А поскольку в новостных сообщениях средств массовой информации фигурировали страшные слова об административной и уголовной ответственности, некоммерческие организации к нам стали приходить с вопросами: что же теперь делать, никак вообще нельзя с иностранными организациями взаимодействовать? Мы, допустим, являемся членом какой-то международной организации. Мы членские взносы теперь платить не можем? Как нам быть?

Нет, коллеги. Как я уже сказал, решение о нежелательности принимается Генеральной прокуратурой, и такие организации вносятся в специальный перечень, который ведётся на официальном сайте Министерства юстиции. И вот только с такими организациями, которым, в кавычках, «посчастливилось» попасть в этот перечень, нельзя взаимодействовать никоим образом. В отношении тех организаций, в отношении которых ещё не принято такое решение, с ними взаимодействовать вполне можно.

Решите каким-то образом выстроить партнёрские отношения с иностранными, международными организациями — нужно обязательно свериться с перечнем нежелательных организаций на сайте Министерства юстиции и уже как бы от этого принимать соответствующее решение. То есть, по сути, ничего такого существенного в этих поправках нет. Просто по-прежнему стараемся, сверяемся.

В любой ситуации, когда возникает вопрос «Что же делать?», первым пунктом будет — не паниковать. Это всегда нужно помнить.

Изменения в законодательстве о воинском учёте

Для того чтобы рассказать о том, какие изменения произошли в законодательстве о воинском учёте, я попрошу подключиться Екатерину. Екатерина, пожалуйста, Вам слово.

Здравствуйте, дорогие коллеги. Изменения, также как изменения в законодательстве, регулирующем нежелательные организации, нельзя назвать какими-то очень масштабными и весомыми. Но учитывая, что внимание к ним привлекается, и административная ответственность за нарушение в сфере ведения воинского учёта она, в общем, достаточно значительная, нам показалось важно напомнить про то, что этот воинский учёт вообще есть и его нужно вести. И сейчас это становится немножко проще.

У нас уже есть возможность подавать сведения об обязанных не на бумаге, что составляло большую сложность для многих представителей некоммерческого сектора, но и через портал государственных и муниципальных услуг. То есть через портал Госуслуги, естественно, из-под учётной записи юридического лица.

И вот с 8 августа были внесены изменения, в соответствии с которыми у нас появится в законе новый способ. Там появятся слова не только «через портал госуслуг», но и «через иные государственные информационные системы». В пояснительной записке предполагается, что можно будет подавать сведения напрямую в реестр воинского учёта по электронным каналам связи. Поэтому возможности пополнить сведениями вот этот реестр у нас увеличиваются.

И кажется важным напомнить вообще, когда и о чём нам нужно информировать военкоматы. Напомню, что военкоматы мы информируем по месту жительства военнообязанного, а события у нас следующие основные, пожалуй.

В течение пяти рабочих дней мы должны информировать военкомат о приёме на работу военнообязанного, об его увольнении. Либо, обращаю здесь особое внимание, это последнее разъяснение — при переводе его на иную должность, даже если речь идёт о временном переводе, например, на время исполнения обязанностей фактически отсутствующего работника. Всё дело в том, что должность у нас является обязательным сведением для передачи. Поэтому если вдруг тоже какие-то пертурбации происходят, тоже об этом нужно уведомить военкомат.

Новые нормативно-правовые акты, вступающие в силу с 1 сентября

Кроме начала нового учебного года, что ждёт нас 1 сентября, я попрошу снова рассказать Василия. Вася, пожалуйста, тебе слово.

Да, спасибо, коллеги. Действительно, есть несколько нормативно-правовых актов, о которых мы решили вкратце вам напомнить, рассказать.

Первое, о чём мы расскажем — это нормативно-правовой акт, который вступает в силу и касается он темы осуществления просветительской деятельности некоммерческими организациями. Как вы видите, сам по себе это приказ Министерства просвещения. Он опубликован был в декабре, а вступает в силу только с 1 сентября текущего года.

Здесь нужно напомнить, что в соответствии с постановлением правительства ещё 2022 года были утверждены правила осуществления просветительской деятельности. И в соответствии с ними организатор просветительской деятельности, осуществляющий такую деятельность в отношении несовершеннолетних и с привлечением средств бюджетной системы Российской Федерации, обязан уведомлять о планируемом осуществлении такой деятельности Министерство просвещения и прикладывать к этому уведомлению программу просветительской деятельности, ещё ряд документов, и направлять его не позднее чем за 30 рабочих дней до предполагаемой даты начала реализации таких просветительских программ.

В развитие был принят ещё специальный приказ Минпросвещения, который собственно утвердил формы и порядок направления такого уведомления, его содержание.

Что здесь, наверное, самое главное, и что, наверное, снизит некоторые опасения некоммерческих организаций? Как звучит собственно из названия этого нормативно-правового акта, он относится только к тем некоммерческим организациям, которые получают бюджетные средства на осуществление просветительской деятельности для несовершеннолетних. А большинства некоммерческих организаций, к счастью, этот приказ не коснётся. Но мы всё-таки решили об этом тоже напомнить.

Изменения в законодательстве о квотировании рабочих мест для инвалидов

Квотирование — тоже достаточно интересная для НКО тема. Некоторые, может быть, не осознают, что она может быть для нас интересна, но вкратце попытаемся об этом рассказать.

В мае было принято Постановление Правительства № 709 о порядке выполнения работодателями квот для приёма на работу инвалидов. Наверное, прежде всего здесь следует напомнить, что с 1 января 2024 года у нас вступил в силу собственно основной закон, который так и называется «О занятости населения в Российской Федерации», достаточно большой, заменил действующий ранее аналогичный закон. И в развитие этого закона принято ещё и соответствующее постановление правительства, о котором мы сейчас говорим, № 709.

В соответствии с новыми правилами, работодатели обязаны определять квоту для приёма на работу инвалидов ежеквартально, а не ежегодно, как по старому постановлению. Трудоустройство инвалида первой группы будет считаться кратным двум рабочим местам для трудоустройства инвалидов. Ранее группа инвалидности на квотирование не влияла.

Новое Постановление Правительства сохраняет для работодателей право исполнять квоту путём заключения договора, в том числе с некоммерческими организациями, о трудоустройстве инвалидов.

Основной новеллой этого нового постановления являются правила заключения соглашения о трудоустройстве инвалидов и утверждена типовая форма такого соглашения, чего раньше не было.

Правилами устанавливается обязанность исполнителя, а зачастую это как раз некоммерческие организации, обеспечить инвалиду рабочее место с учётом его индивидуальной программы реабилитации. Сторона, которая будет нести затраты на оборудование этого рабочего места, устанавливается соглашением.

Размер вознаграждения НКО-исполнителя не может быть менее минимального размера оплаты труда, увеличенного на сумму страховых взносов во внебюджетные фонды, если инвалид отработал месячную норму рабочего времени.

Форма соглашения предусматривает обязанность исполнителя использовать денежные средства заказчика только на установленные цели, также обязанность предоставлять заказчику заверенные копии трудовых договоров инвалидов, работающих в рамках квоты, копии документов, подтверждающих инвалидность, группу инвалидности, и документы, подтверждающие расходы на оборудование рабочих мест, а также акты выполнения обязательств. То есть, по сути, исполнитель должен отчитаться о целевом использовании полученных средств.

Это новое постановление для нас актуально, как я уже сказал, потому что некоммерческие организации зачастую используются крупными работодателями в целях исполнения как раз своих квот по привлечению инвалидов. А получение доходов по соглашениям в рамках квотирования влияет, в том числе, на применение НКО пониженного тарифа страховых взносов. Но мы планируем провести отдельные подробные мероприятия по этой теме, поэтому там уже мы более подробно постараемся об этом рассказать.

Изменения в формах отчетности для работодателей

В продолжение собственно этой темы, в частности квотирования, с 1 сентября, в связи с тем, что изменился собственно порядок предоставления информации в государственную службу занятости в соответствии с законом о занятости населения, изменились и сами формы. Утверждены новые формы, которые работодатели направляют в службы занятости.

Если ранее такая отчётность, часть отчётности сдавалась при наличии определённых событий, а часть — постоянно, это сведения о вакансиях, даже при условии их отсутствия, то теперь большая часть отчётности сдаётся только при наличии событий. И по сути семь видов такой информации, которую работодатели обязаны передавать, теперь установлено:

  1. принятие решения о ликвидации организации;
  2. принятие решения о сокращении численности или штата работников организации и возможном расторжении трудовых договоров;
  3. введение режима неполного рабочего дня либо неполной рабочей недели, либо простоя;
  4. также временный перевод работников на дистанционную работу по инициативе работодателя;
  5. введение в отношении работников процедуры банкротства;
  6. появление свободных рабочих мест и вакантных должностей;
  7. и последний, седьмой вид информации, которую необходимо передавать — это выполнение квот для приёма на работу инвалидов, о чём мы собственно и говорили.

Ежемесячной осталась лишь отчётность о выполнении квоты по инвалидам. Как раз но и она распространяется не на всех работодателей, а лишь на тех работодателей, у которых численность работников превышает 35 человек, то есть 36 и более.

А новые формы они более краткие и простые в заполнении. Из них удалены графы, в которых содержалась, очевидно, избыточная информация. И мы в принципе расцениваем это как положительное изменение для деятельности некоммерческих организаций, поскольку, в общем-то, и формирование всех этих документов оно будет происходить в более простом режиме и займёт намного меньше времени, чем это занимало ранее.

30-летие некоммерческого законодательства

Коллеги, конечно, у многих наших зрителей сразу возникает вопрос: «Что же это за картинка и причём тут некоммерческое законодательство?» Конечно, праздничный торт, особенно вот такой, сразу ассоциируется с Днём рождения. И почему мы добавили эту картинку на слайд, я попрошу рассказать Дарью.

Здравствуйте, дорогие коллеги. Мы прекрасно понимали, что нормальные люди в августе в отпуске. Но тем трудоголикам, как мы, которые в августе работают, мы хотели первыми сообщить, на наш взгляд, достаточно интересные наши планы, которые связаны вот с таким праздничным тортиком.

Вася сейчас рассказывал о том, что 1 сентября вступает в силу в этом году. Но мы с вами прекрасно помним, особенно те, кто уже работает давно, что 1 сентября 2014 года, 10 лет назад (вот через 9 с половиной дней будет), как Сонечка сказала, вступили в силу новые нормы Гражданского кодекса. И вот все эти стрелочки, вы видите то, что поменялось в нашей жизни с 2014 года.

И за 10 лет нам нужно было привыкать и к слову «корпоративные» в нашей не корпоративной совершенно жизни, и к тому, что у нас теперь не предпринимательская деятельность, а деятельность, приносящая доход, и о том, что теперь исключают из ЕГРЮЛ как недействующие юридические лица при определённых основаниях. Ну и законодательство о фондах, оно тоже существенно изменилось. И идея о том, чтобы сделать отдельный закон о фондах, которая витала в воздухе лет 20 назад, она, наверное, теперь уже не очень актуальна.

1 сентября 2024 года мы для себя тоже сделаем праздник. Раз сам себе никто не делает, сам себе сделай праздник. Но это не всё, потому что следующий год — это год 30-летия всего некоммерческого законодательства Российской Федерации. И мы, как юристы, которые жизнь свою посвящаем именно некоммерческому законодательству, хотим объявить вот сейчас, пусть нас не очень много, но мы будем это повторять каждую информационную встречу и будем в других наших, как это, пабликах об этом говорить.

Мы объявляем следующий год годом 30-летия некоммерческого законодательства и очень хотим, чтобы мы с вами вместе сделали этот год таким запоминающимся. Потому что в законодательстве было много хорошего, было много не очень хорошего. И мы хотим вспомнить о том, что было, помечтать о том, что будет.

И сразу хотим, чтобы три даты, которые для нас сейчас являются самыми главными, вы запомнили. На будущий год мы хотим 19 мая сделать большую живую конференцию, которая будет посвящена вообще проблемам развития законодательства, истории развития законодательства, и обсудить и с теми людьми, которые ещё остались живы, при работе создававшие законодательство, с теми, кто это применяет, с теми, кому нравится или не нравится это применять. И приглашаем вас к участию в этой конференции.

11 августа будущего года мы тоже хотим встретиться лично и поговорить о законодательстве о благотворительной деятельности. Я специально написала закон так, как он назывался в 1995 году — о благотворительной деятельности и благотворительных организациях. Сейчас он называется по-другому. И мы подумаем с вами вместе о том, что изменилось в лучшую сторону, в худшую сторону, как этот закон развивается, что с ним делать. И, может быть, какие-то даже интересные рекомендации сможем разработать.

И закончим мы этот год, мы надеемся, уже онлайн-мероприятием 12 января 2026 года. Даст Бог, будем живы, и поговорим о том, что случилось за 30 лет с законом о некоммерческих организациях. Он менялся больше всех остальных наших с вами законов. И надеюсь я, что, может быть, к 12 января 2026 года этот закон уже будет соответствовать действующему Гражданскому кодексу.

Но поскольку мы хотим не просто сами этот год провести под знаком такого юбилея законодательства, мы хотим пригласить вас к этому участию. Мы будем выпускать серию разных материалов, мы будем проводить разные вебинары, мы будем конкурсы проводить, мы будем подарки дарить. И мы заинтересованы в том, чтобы те, кому не безразлично некоммерческое законодательство, вместе с нами проводили этот год.

Может быть, вы захотите организовать какое-то мероприятие и пригласить нас, может быть, не пригласить нас на мероприятие вот в рамках 30-летия законодательства. Может быть, вы захотите как спикер поучаствовать в наших мероприятиях и поговорить о разных законодательных вопросах. Мы будем рады, особенно тем, кто сегодня на этой встрече, кто не ушёл в отпуск в августе и кто пашет, значит, как, впрочем, мы все.

Вы первые, кто об этом узнаёте, и мы будем рады с вами вместе следующий год провести. Ну, по-праздничному, то я не знаю, вряд ли по-праздничному сильно получится. Но, по крайней мере, вот с таким особым вниманием к тому, что за 30 лет произошло в том законодательстве, по которому нам с вами выпало жить.

И я сейчас попрошу Сашу отправить в чат некую форму. Сейчас после моего рассказа, как бы вы хотели с нами вместе этот год провести. То, пожалуйста, если не трудно, заполните. Конечно, этот опросник будет у нас и в Telegram-канале, и на сайте, вероятно, там ВКонтакте. Но нам было бы интересно, поскольку планы мы строим уже сейчас, вместе с вами эти планы не только строить, но и реализовывать.

Заключение

Коллеги, а прежде чем мы с вами расстанемся, мы просим вас ответить на традиционный опрос. Спасибо, коллеги. Конечно, первый вопрос нам после того, что Дарья Константиновна рассказала, интересен вдвойне. Большое спасибо за ваши ответы, мы обязательно их зафиксируем, соберём и будем использовать.

А на сегодня мы прощаемся с вами. Желаем вам отличного окончания рабочей недели, желаем вам провести остаток августа, набравшись сил и энергии от этого лета, и войти в рабочую осень на эмоциональном и физическом подъёме. Всего доброго, коллеги. До новых встреч, до свидания!

Материал подготовлен на основе вебинара «Правовой команды» — сообщества юристов и бухгалтеров, специализирующихся на законодательстве о некоммерческих организациях.

Сообщество юристов и бухгалтеров, специализирующихся на законодательстве о некоммерческих организациях. 12 лет помогают НКО вести деятельность с соблюдением российского законодательства.