Что делать, если вызвали в налоговую? Советы бухгалтера

Кого налоговая инспекция может вызвать к себе на беседу? Защищены ли обычные физлица и ИП? Что будет, если просто не приехать и стоит ли вообще так рисковать? Как проверить, что вызов в налоговую законен? Про все это в свежем видео от Евгении Мемрук

Содержание

Видео-советы о том, что делать при вызове на допрос в ФНС

Мне пишет какой-нибудь ИПшник: «А, Евгения, что делать? Меня вызвали в налоговую. Как там себя вести? Будут ли меня там колоть плохой полицейский, хороший полицейский?» Вот эта вся история. Вы уже поняли, что мы сегодня с вами говорим про вызов в налоговую, про допросы в налоговой. Сегодня с вами, как всегда, я — Евгений Мемрук, канал «Подслушано в бухгалтерии». Погнали разбираться.

Кого могут вызвать в налоговую?

На самом деле вызвать в налоговую могут практически всех — любого человека, от которого нужна информация. В налоговую могут вызвать, потому что у всех у вас есть идентификационный номер налогоплательщика, он же ИНН. И если вы обычный гражданин, если вы обычное физическое лицо, если вы руководитель компании, если вы индивидуальный предприниматель, если вы лицо, которое занимается частной практикой — это нормальная история, что налоговая может вас вызвать, чтобы получить от вас какие-то пояснения.

Как распознать мошенников под видом налоговой?

Давайте сразу расскажу вам про мошенников. Помните, раньше звонили из банков. Потом начали звонить якобы это какие-то полицейские или следователи, или ещё там кто-то. Потом начали звонить как раз под видом налоговиков. Они начинают говорить, что вот у вас тут налоговое правонарушение, вам нужно с нами связаться, прийти, но давайте сначала по телефону попробуем это решить.

Естественно, расчёт на то, что человек пугается, он не хочет никуда идти в налоговую. Он боится там какого-то допроса, и в такие моменты у человека, даже если он вообще ничего не нарушал, всё равно включается страх, отключается критическое мышление. И у меня так муж один раз... я надеюсь, что он не обидится... ему один раз вот позвонили из службы безопасности банка. Это было очень давно, а у него никогда не было карты Сбера, вот вообще никогда в жизни не было карты этого банка, были там карты других банков.

Вот ему звонят, и сходу начали его обрабатывать, ему говорят: «Вот у вас там срочно какие-то опасные транзакции», начали всё это разгонять. А он смотрит на меня и говорит: «Я не понимаю. Мне тут звонят из службы безопасности Сбера. А что мне им сказать? Какие-то транзакции сомнительные...» Я говорю: «У тебя есть карта Сбера?» Он говорит: «Нет. И никогда не было». Я говорю: «Так какого хрена ты вообще с ними разговариваешь?»

Это может быть там смешная какая-то шутка, но факт в том, что реально человек, вот особенно если он слышит слово «налоговое», он сразу начинает пугаться, и он там готов всё рассказать, всё слить, только чтобы в эту налоговую не ходить.

Как я рекомендую делать? Рекомендую всегда проверять телефон, с которого вам звонят, на спам-активность в приложении GetContact. Можно проверить, кто это вообще звонит, потому что мне, например, вчера реально позвонили из службы безопасности банка. А я смотрю — какой-то номер странный, и я загуглила в GetContact, и там реально была служба безопасности банка, реально был подозрительный платёж. И карту чуть не заблокировали.

Но часто вот звонят всё-таки мошенники, и не ведитесь на это, обязательно проверяйте, откуда вам звонят. Но бывает, что реально звонят из налоговой, такое действительно бывает, потому что налоговикам иногда проще поднять трубку. Или, например, они по закону, по протоколу не могут вам направить, например, какое-то требование или вызов. Ну вот нет у них таких законных оснований, тогда они начинают звонить и тоже говорить: «Вот придите, вот расскажите».

Они очень любят говорить: «Отправьте, пожалуйста, уточнённую декларацию». Я вам расскажу такой секретик: они это делают для того, потому что у них закончился срок камеральной проверки. Вот чтобы открыть новую камеральную проверку, они могут вам позвонить, попросить правки, уточнённую.

Потому что если реально налоговая хочет вас куда-то вызвать или хочет получить от вас какие-то пояснения, она вам пришлёт официальный документ либо по ТКС, если вы предприниматель, по телекоммуникационным каналам связи, либо Почта России прямо на ваш адрес по регистрации или на юридический адрес вашей компании. То есть все эти звоночки из налоговой по телефону — они в принципе никакой легитимности не имеют.

Другое дело, что бухгалтеры уже умеют отличать нормальный звонок из налоговой от ненормального. И вот у меня бывает иногда такое, что мне звонит налоговый инспектор и говорит: «Слушайте, ну вот у вас здесь то-то, то-то, то-то. Давайте вот так-то, так-то сделаем». Вот мы недавно закрывали компанию, представительство иностранной организации, и мне очень часто звонили из налоговой.

Просто Московская сорок седьмая налоговая — лучшая налоговая в России, лучшие сотрудники, супер профессиональные, супер тактичные. И вообще прям, ну такие потрясающие ребята, готова я им петь дифирамбы. Особенно на контрасте с другими московскими налоговыми, иногда от которых волосы на голове шевелятся. Знаете, какая-нибудь двадцатая налоговая, моя... Перовская — это просто ужас.

К чему я это говорю? К тому, что реально могут иногда позвонить, с ними можно поговорить, но лучше, чтобы это делал ваш бухгалтер. Вот вы сами — никаких разговоров, никаких вызовов по телефону. Если вам что-то от меня нужно, пожалуйста, по ТКС, там мой бухгалтер примет от вас документ, или там, пожалуйста, вызывайте меня официальным запросом по адресу регистрации.

Почему вас могут вызвать в налоговую?

А теперь давайте с вами разберёмся, вообще по какой причине вас могут в налоговую вызвать. Ну вот в налоговую часто приглашают для пояснений, когда там инспекторы не могут в какую-то ситуации разобраться, когда они хотят провести какой-то запрос, потому что ситуация мутная. Вот бывают, вызывают, например, предпринимателей для дачи показаний... ну, не для дачи показаний, а для дачи пояснений, точнее, в связи с тем, что у него не оформлены работники.

Бывают тоже такие истории, когда, например, один ИПшник, у него три кассы, три магазина, а сотрудников по трудовым договорам ноль. И вот его вызывают в налоговую и говорят: «А приди к нам, пожалуйста, и расскажи, как так получается, что ты просто дракон на трёх головах? Да, то есть ты и в этом магазине, и в этом, и чеки у тебя все одновременно бьются, а наёмных сотрудников нет».

То есть они, естественно, могут сделать какое-то требование, да, и могут потребовать у вас просто в письменной форме пояснения. Но они, естественно, понимают, что в письменной форме вы там можете что-нибудь насочинять такого интересного. А когда вы придёте, они реально вас заведут в комнатку. Я не буду вам говорить, что это всё, как знаете, в каких вот там зарубежных детективах, где вас колят, но там действительно есть комнатки, где вы можете посидеть, побеседовать с инспектором. И инспектор будет вам задавать очень интересные вопросы, очень правильные. Да, как так получилось, что вот вас одновременно бьются чеки? Ну и, в общем, они, естественно, вас начнут раскручивать на то, чтобы вы обеляли своих сотрудников, свои доходы, свой бизнес.

Вообще есть справочник допустимых причин для вызова в налоговую, и вот список этих допустимых причин. Он у нас есть в письме ФНС от 9 августа двадцать второго года номер ЕА-4-15/10350. Вот прямо откроете это письмо и посмотрите, по каким причинам вас могут в налоговую вызвать.

Причём вызов должен прийти по определённой унифицированной форме, потому что все документы формализованные, которые вам приходят из налоговой, они имеют свою форму. И эти формы закреплены в документах, в каких-то письмах ФНС, приказах ФНС. В частности, форма уведомления о вызове закреплена у нас в приложении номер два к приказу ФНС от 7 ноября восемнадцатого года, номер ММВ-7-2/628@.

И что здесь ещё очень важно, что если вы получаете такое уведомление по ТКС, вам обязательно нужно отправить квитанцию о приёме этого документа, иначе вам могут заблокировать счёт. Есть такое, когда вы требование какое-то важное не приняли. Это не касается требований об уплате, о недоимке. Но если там у вас запрашивают информацию, вызывают вас, вам обязательно нужно отправить квитанцию о том, что вы получили этот документ электронно. Если вы это в положенный срок не делаете, вам могут полностью заблокировать счёт, как в случае несдачи декларации.

Нужно ли приходить по вызову в налоговую?

Теперь вопрос такой: нужно ли вообще приходить по вызову? Меня вызывают, я там что-то накосячил. Нужно ли мне приходить? Смотрите, какой штраф, вопрос в деньгах. Да, если вы свидетель, просто сотрудник, и вас вызвали для дачи показаний, то там штраф за неявку 1000 рублей. Знаете, иногда дешевле не прийти, чем ехать, тратить там свои деньги на проезд, тратить своё время и так далее.

Если мы говорим про предпринимателей и про организации, то там уже штраф будет от 2000 до 4000 рублей, хотя на первый раз могут ограничиться предупреждением. Но если честно, лучше прийти, и вообще вам нужно оценить ситуацию. Если вы понимаете, что ситуация такая, что вам сейчас будут доначислять налоги, и что у вас реально подозревают в чём-то, что вы делали, вот честно скажу, лучше добровольно признаться, доначислить налоги. Как-то вот спать будет спокойнее вам в этом случае.

Если же вы понимаете, что там вообще история не стоит выеденного яйца и просто докапываются до каких-то мелочей, но в принципе тоже можете прийти с подтверждающими документами. Обязательно возьмите все документы, придите и скажите, что «ну, ребят, у вас там никаких оснований, в общем-то, нет меня в чём-то подозревать».

Но такой универсальный совет: обязательно проконсультируйтесь с бухгалтером или с налоговым юристом, потому что вам может казаться, что ситуация очень страшная или что, наоборот, ситуация какая-то очень лёгкая. Но вы в силу отсутствия опыта, в силу своей низкой квалификации в этом вопросе, потому что вы предприниматели, занимаетесь бизнесом, а не чтением Налогового кодекса, вы просто можете не знать последствий. Поэтому лучше не посылать их в задницу и не приходить, выбалтывать налоговой. Лучше проконсультируйтесь с бухгалтером или с налоговым юристом, или с налоговым консультантом.

Если вы не хотите никуда ехать, есть прекрасная возможность отправить представителя. Оформите доверенность, если вы индивидуальный предприниматель, то доверенность нужна не просто такой клочок бумаги, нотариальная. Но тем не менее, этот человек будет выступать вашим представителем, у него уже есть опыт взаимодействия с налоговой. Я очень много раз ходила как представитель по налоговым от лица своих клиентов, и мне это очень даже нравилось, если честно делать.

У меня ещё... у меня очень любит мама в налоговую ходить. Вот если прямо реально её допечь, она просто начинает дверь в налоговый открывать с ноги в какой-то момент. Особенно это касается определённых московских налоговых, где тебе хамят по телефону, когда ты им звонишь там, например, справочную, хочешь что-то выяснить.

И у меня даже один раз была такая история: мы снимали офис в одном здании с налоговой инспекцией, с двадцать первой, а это в Москве. Вот и мы уже давно очень там не снимаем офис. У меня был клиент, который стоит на учёте в этой налоговой. Ему налоговая заблокировала расчётный счёт за несдачу декларации по упрощёнке, а клиент был зарегистрирован в последних числах декабря.

А если у нас предприниматель зарегистрирован в конце года, то он не должен сдавать декларацию по упрощёнке за этот год. Вот были тогда такие правила, и он должен уже через год сдавать декларацию, он включает следующий год и кусочек предыдущего. Но тем не менее, моему клиенту заблокировали счёт. Я сначала просто позвонила культурно в отдел камеральных проверок и спросила, почему заблокировали счёт, на каком основании. Она говорит: «А у него не сдана декларация». Я говорю: «Ну и что, что не сдана декларация? Я говорю, вот Налоговый кодекс, пожалуйста, статья такая-то». И она мне так отвечает: «Вы что, здесь самый умный? Налоговый кодекс цитируете? Хватит нас отвлекать от работы» и бросила трубку.

Я думаю: «Ну ты мышь...» Хорошо. Я встаю, а то есть представляете, мне нужно было просто выйти из нашего подъезда и зайти в соседний. И я прихожу, захожу и говорю: «Вот я там по клиенту такому-то, такому-то». У меня, честно говоря, не было даже доверенности, я просто вот пришла. Знаете, настолько была злая, я готова была рвать и метать. Я пришла, и я там как устроила истерику на всю налоговую. Я говорю: «Это кто тут сейчас со мной по телефону разговаривал?» Клиенту очень быстро сняли блокировку.

А там ещё всё усугублялось тем, что у клиента реально несколько миллионов зависло на счёте из-за этого. Ему нужно было срочно эти деньги оплатить своему подрядчику. Хэппи-энд, всё было хорошо. Но вот так такой был опыт коммуникации с налоговой. Поэтому лучше, отправлять представителя, даже такого злого, как я. Это будет намного безопаснее, чем самому ходить по вызовам и выбалтывать всё, что можно и нельзя налоговому инспектору.

Заключение

Обязательно подписывайтесь на этот канал, потому что здесь очень много других полезных видео. И сколько их ещё выйдет, вы представить не можете, потому что я-то знаю контент-план, а вы не знаете. Ставьте лайки, колокольчики. На сегодня у меня всё. Всем спасибо за внимание.

Полезные материалы от Евгении Мемрук:

Бухгалтер, организатор конференции "БухЕлка"