Как составить претензию банку о мошенничестве

Вернет ли банк деньги, украденные мошенниками? После потери банковской карточки мне пришлось подробно разобраться в данной теме. Рассказываю, как необходимо действовать, если вы стали жертвой мошенников.

Содержание

В каких случаях составляется претензия банку о мошенничестве

Обязанность банка вернуть деньги, украденные в результате мошенничества, предусмотрена в законе от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе». В данном акте поименованы две основные причины, при наличии которых следует направить обращение в банковскую организацию на возврат денег (п. 11 ст. 9 закона). К таким причинам относятся:

  • потеря электронного средства платежа, в качестве которого чаще всего выступает банковская карточка;
  • использование электронного средства платежа без согласия клиента.

Но я бы рекомендовала подавать обращение в банк в любом случае, когда лицо лишилось денежных средств в результате мошенничества третьих лиц. К таким случаям, например, относятся:

  • списание денег с банковского вклада без согласия владельца;
  • взятие кредита на ваше имя по поддельным документам;
  • и другие.
ВАЖНО!
Банк, вероятнее всего, откажет в возврате украденных денег, если гражданин добровольно предоставил мошенникам персональные данные, необходимые для списания денег со счета.

В случае кражи денег посредством мошенничества, помимо обращения в банк, следует идти и в органы полиции для розыска злоумышленников, похитивших денежные средства. Если действия мошенников связаны с незаконным использованием персональных данных, то стоит обратиться с заявлением и в Роскомнадзор.

Как составить претензию банку о мошенничестве

До составления претензии о мошенничестве необходимо подготовить все необходимые документы, которые подтверждают факт незаконного списания денег:

  • выписки из банка;
  • скриншоты транзакций;
  • содержащуюся переписку с мошенниками;
  • и иные имеющиеся документы.

Сам документ составляется в письменном виде. Утвержденной формы его составления законом не установлено, но на сайтах некоторых банковских организаций имеются его образцы.

Структура самой претензии выглядит следующим образом:

1. Шапка документа.

Здесь указываются: наименование банка, куда подается заявление о мошеннических действиях; ФИО лица, подающего заявление; адрес, телефон и электронная почта заявителя, по которым с ним следует связаться.

2. Заголовок.

Под заголовком понимается название документа. Целесообразно назвать документ претензией или заявлением о возврате незаконно списанных денежных средств.

3. Введение.

В данном условном разделе документа следует указать, что вы являетесь клиентом банка, и указать реквизиты счета, в отношении которого выявлены мошеннические действия.

4. Основная часть.

В основной части подробно изложите ситуацию: когда и как произошло мошенничество, какие действия вы предприняли (например, блокировка карты, обращение в службу поддержки). Укажите суммы, даты и другие важные детали. Приложите копии документов, подтверждающих факт кражи денег.

5. Требования.

Здесь следует сформулировать, что заявитель хочет: возврат средств, расследование инцидента, предоставление сведений в отношении незаконно проведенной операции и т.д.

6. Заключение.

В конце претензии следует указать, по какому адресу и каким способом заявитель хочет получить ответ на неё. Подпишите претензию и укажите дату её составления.

Предлагаем наш шаблон претензии в банк:

В _____________________________

(наименование банка)

Адрес: _________________________

От _____________________________

Адрес __________________________

Телефон: ________________________

Электронная почта: _______________

Претензия

о возврате денежных средств, списанных с банковской

карты без согласия ее владельца

Я, _________________________ (ФИО заявителя), являюсь владельцем банковской карты в ____________________ (наименование банка), со следующими реквизитами: р/с: _____________________________, наименование банка: ______________, ИНН/КПП банка: ________________.

«____» ___________ 20___ года в _____ я получил(ла) сообщение из банка о списании с моей банковской карточки денежной суммы в размере ______________ (_________________) рублей.

Указанная денежная сумма списана с моей банковской карты без моего согласия, распоряжение о списании или перечислении кому-либо денежных средств с моей банковской карты я не давал(ла).

В соответствии с п. 11–15 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее — закон № 161-ФЗ), в случае утраты электронного средства платежа и (или) его использования без добровольного согласия владельца, клиент обязан направить соответствующее уведомление оператору по переводу денежных средств в предусмотренной договором форме незамедлительно после обнаружения факта утраты электронного средства платежа и (или) его использования без добровольного согласия клиента, но не позднее дня, следующего за днем получения от оператора по переводу денежных средств уведомления о совершенной операции.

В случае, если физическое лицо направило в соответствии с частью 11 статьи 9 закона № 161-ФЗ оператору по переводу денежных средств уведомление об утрате электронного средства платежа и (или) его использовании без согласия клиента, оператор по переводу денежных средств обязан возместить клиенту сумму указанной операции, совершенной до момента направления клиентом — физическим лицом уведомления.

В связи с вышеизложенным прошу вернуть мне денежные средства в размере __________ рублей, незаконно списанные «____» _________ 20___ в ____ с моей банковской карты № _________________________ без моего согласия.

Приложения:

  1. Выписка по счету № _________________________.
  2. Иные документы, подтверждающие факт незаконного списания денежных средств.

____________________________________/_________________/ «__» ________20___ г.

И образец его заполнения:

По этой теме: что такое претензия и как её правильно составлять

Как подать претензию в банк о мошенничестве

Подать претензию допустимо следующими способами:

  • заказным письмом с описью вложения по адресу регистрации банковской организации;
  • лично явиться в отделение банка и отдать документ его сотруднику под роспись;
  • через электронные сервисы подачи обращений, если такие есть на сайте банка.

Использование последнего способа я бы не рекомендовала в связи со сложностью доказывания в дальнейшем факта отправки претензии о мошенничестве.

ВАЖНО!
Подать претензию в банк о незаконном списании денег следует незамедлительно, но не позднее дня, следующего за днем поступления информации от банка о списании средств (п. 11 ст. 9 закона № 161-ФЗ).

Если заявитель указанный срок пропустит — деньги ему не вернут.

Подать обращение по истечении данного срока разрешено, только когда банк не выполнил свою обязанность по уведомлению клиента о списании с его карты или счета денежных средств (п. 13 ст. 9 закона № 161-ФЗ). Срок возврата денег по заявлению составляет 30 дней со дня его получения, при трансграничном переводе — 60 дней.

ВАЖНО!
В случае, если банк докажет, что клиент нарушил порядок использования электронного средства платежа и это повлекло к списанию мошенниками денег, банк откажет в их возврате.

По этой теме: как правильно отправить претензию по почте

Часто задаваемые вопросы по порядку составления претензии в банк о мошенничестве

В 2005 году закончила Государственную Классическую Академию, по специальности "Юриспруденция". Стаж работы юристом 19 лет. С 2015 г. работаю в бюджетном учреждении, веду гражданские дела, дела об административных правонарушениях, земельные спор