Как составить претензию банку о мошенничестве
Вернет ли банк деньги, украденные мошенниками? После потери банковской карточки мне пришлось подробно разобраться в данной теме. Рассказываю, как необходимо действовать, если вы стали жертвой мошенников.
В каких случаях составляется претензия банку о мошенничестве
Обязанность банка вернуть деньги, украденные в результате мошенничества, предусмотрена в законе от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе». В данном акте поименованы две основные причины, при наличии которых следует направить обращение в банковскую организацию на возврат денег (п. 11 ст. 9 закона). К таким причинам относятся:
- потеря электронного средства платежа, в качестве которого чаще всего выступает банковская карточка;
- использование электронного средства платежа без согласия клиента.
Но я бы рекомендовала подавать обращение в банк в любом случае, когда лицо лишилось денежных средств в результате мошенничества третьих лиц. К таким случаям, например, относятся:
- списание денег с банковского вклада без согласия владельца;
- взятие кредита на ваше имя по поддельным документам;
- и другие.
В случае кражи денег посредством мошенничества, помимо обращения в банк, следует идти и в органы полиции для розыска злоумышленников, похитивших денежные средства. Если действия мошенников связаны с незаконным использованием персональных данных, то стоит обратиться с заявлением и в Роскомнадзор.
Как составить претензию банку о мошенничестве
До составления претензии о мошенничестве необходимо подготовить все необходимые документы, которые подтверждают факт незаконного списания денег:
- выписки из банка;
- скриншоты транзакций;
- содержащуюся переписку с мошенниками;
- и иные имеющиеся документы.
Сам документ составляется в письменном виде. Утвержденной формы его составления законом не установлено, но на сайтах некоторых банковских организаций имеются его образцы.
Структура самой претензии выглядит следующим образом:
1. Шапка документа.
Здесь указываются: наименование банка, куда подается заявление о мошеннических действиях; ФИО лица, подающего заявление; адрес, телефон и электронная почта заявителя, по которым с ним следует связаться.
2. Заголовок.
Под заголовком понимается название документа. Целесообразно назвать документ претензией или заявлением о возврате незаконно списанных денежных средств.
3. Введение.
В данном условном разделе документа следует указать, что вы являетесь клиентом банка, и указать реквизиты счета, в отношении которого выявлены мошеннические действия.
4. Основная часть.
В основной части подробно изложите ситуацию: когда и как произошло мошенничество, какие действия вы предприняли (например, блокировка карты, обращение в службу поддержки). Укажите суммы, даты и другие важные детали. Приложите копии документов, подтверждающих факт кражи денег.
5. Требования.
Здесь следует сформулировать, что заявитель хочет: возврат средств, расследование инцидента, предоставление сведений в отношении незаконно проведенной операции и т.д.
6. Заключение.
В конце претензии следует указать, по какому адресу и каким способом заявитель хочет получить ответ на неё. Подпишите претензию и укажите дату её составления.
Предлагаем наш шаблон претензии в банк:
В _____________________________ (наименование банка) Адрес: _________________________ От _____________________________ Адрес __________________________ Телефон: ________________________ Электронная почта: _______________ Претензия о возврате денежных средств, списанных с банковской карты без согласия ее владельца
Я, _________________________ (ФИО заявителя), являюсь владельцем банковской карты в ____________________ (наименование банка), со следующими реквизитами: р/с: _____________________________, наименование банка: ______________, ИНН/КПП банка: ________________. «____» ___________ 20___ года в _____ я получил(ла) сообщение из банка о списании с моей банковской карточки денежной суммы в размере ______________ (_________________) рублей. Указанная денежная сумма списана с моей банковской карты без моего согласия, распоряжение о списании или перечислении кому-либо денежных средств с моей банковской карты я не давал(ла). В соответствии с п. 11–15 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее — закон № 161-ФЗ), в случае утраты электронного средства платежа и (или) его использования без добровольного согласия владельца, клиент обязан направить соответствующее уведомление оператору по переводу денежных средств в предусмотренной договором форме незамедлительно после обнаружения факта утраты электронного средства платежа и (или) его использования без добровольного согласия клиента, но не позднее дня, следующего за днем получения от оператора по переводу денежных средств уведомления о совершенной операции. В случае, если физическое лицо направило в соответствии с частью 11 статьи 9 закона № 161-ФЗ оператору по переводу денежных средств уведомление об утрате электронного средства платежа и (или) его использовании без согласия клиента, оператор по переводу денежных средств обязан возместить клиенту сумму указанной операции, совершенной до момента направления клиентом — физическим лицом уведомления. В связи с вышеизложенным прошу вернуть мне денежные средства в размере __________ рублей, незаконно списанные «____» _________ 20___ в ____ с моей банковской карты № _________________________ без моего согласия. Приложения:
____________________________________/_________________/ «__» ________20___ г. |
И образец его заполнения:
По этой теме: что такое претензия и как её правильно составлять
Вам в помощь образцы, бланки для скачивания
Как подать претензию в банк о мошенничестве
Подать претензию допустимо следующими способами:
- заказным письмом с описью вложения по адресу регистрации банковской организации;
- лично явиться в отделение банка и отдать документ его сотруднику под роспись;
- через электронные сервисы подачи обращений, если такие есть на сайте банка.
Использование последнего способа я бы не рекомендовала в связи со сложностью доказывания в дальнейшем факта отправки претензии о мошенничестве.
Если заявитель указанный срок пропустит — деньги ему не вернут.
Подать обращение по истечении данного срока разрешено, только когда банк не выполнил свою обязанность по уведомлению клиента о списании с его карты или счета денежных средств (п. 13 ст. 9 закона № 161-ФЗ). Срок возврата денег по заявлению составляет 30 дней со дня его получения, при трансграничном переводе — 60 дней.
По этой теме: как правильно отправить претензию по почте
Часто задаваемые вопросы по порядку составления претензии в банк о мошенничестве
-
В каких случаях можно направить в банк обращение о мошенничестве?
Следует подать такой документ в случае списания денежных средств с карты или со счета без согласия ее владельца, при взятии кредита на лицо без его ведома и по поддельным документам и в иных случаях, связанных с незаконным списанием денег с электронных средств платежа, в том числе в результате мошенничества.
-
В какой срок следует подать претензию в банк о мошенничестве?
Обращение о мошенничестве следует подать незамедлительно. Крайний срок подачи такого обращения — это день, следующий за днем, когда клиент получил сообщение от банка о списании средств.
-
Как оформляется заявление в банк о возврате украденных денег?
Заявление оформляется в произвольной форме, но в письменном виде. В документе указываются реквизиты счета, с которого украдены средства, дата и время незаконной операции и все иные обстоятельства, известные заявителю по факту хищения денег.
-
Как направить претензию в банк?
Существует несколько способов её направления: заказным письмом на адрес банка, лично сотруднику банка под роспись или отослать ее посредством электронных ресурсов, существующих на сайте банка.