Мамонтова Татьяна
21 182

Срок рассмотрения претензии: объясняем за 2 минуты

Срок ответа на претензию по ГК РФ — 30 дней, если конкретное время не указано в нормативном акте, регламентирующем спорные отношения.

Содержание

Виды претензий

Невозможно точно сказать, сколько дней рассматривается претензия, это зависит от ее вида и области права, которое нарушено. Самые распространенные связаны с действием Закона о защите прав потребителей. Это качество товара, требования возврата денег, устранения недостатков и др. Если жалоба связана с защитой потребителя — ее подача обязательна перед тем, как обратиться в суд с заявлением о нарушенном праве.

Часты обращения в суд о возмещении ущерба, например, при заливе или после ДТП. Здесь тоже обязательно предварительное правило подачи — до направления искового заявления виновнику. Основание — действия виновной стороны или бездействие, в результате которых произошел ущерб.

Отдельный вид — изменение/расторжение договоров или требование об исполнении договорных условий — например, требование банка о погашении задолженности. Как правило, в тексте договора есть пункт, регламентирующий подачу претензии. Но даже если в договоре это условие не предусмотрено, суд вправе отклонить иск, так как не было попытки досудебного урегулирования конфликта.

От чего зависят периоды рассмотрения

Нет закона, регламентирующего единые сроки предъявления претензий пострадавшей стороной. В каждом случае следует обращаться к нормативному акту той сферы, в которой допущено нарушение права. Этот же принцип относится и к договорным отношениям — если в тексте не указан порядок рассмотрения и урегулирования споров. В таких случаях срок ответа определяется законом, регулирующим сферу разногласий.

Сводная таблица

Если точное указание времени ответа определить невозможно, обращаются к срокам рассмотрения претензии по ГК РФ или АПК. Они оперируют понятием «разумный срок», а сложившаяся практика подразумевает под этим термином не больше 30 календарных дней.

Законодательно обусловленное время рассмотрения:

Предмет Дни рассмотрения Законодательное обоснование
В сфере связи 5 — 60 ст. 55 Закона «О связи»
  • обмен непродовольственного товара;
  • замена некачественного товара;
  • исправление недостатков, обнаруженных в товаре;
  • плохое качество товара, при отсутствии гарантии
  • 14;
  • 7;
  • 45;
  • 2 года.
  • ЗоЗПП РФ ст. 25, п. 1;
  • абз. 1 п. 1 ст. 21;
  • п. 1 ст. 20;
  • ст. 19, п. 1.
Качество туристского продукта 10

Грузоперевозки

30 ст. 797 ГК РФ
К управляющей компании от 3 до 10 Постановление Правительства от 13.08.2006 г. №491