Что нужно учитывать при проведении инвентаризации в 2025 году?
В этом ролике мы подробно разберем, на что следует обратить внимание при проведении инвентаризации в 2025 году! Мы расскажем о ключевых изменениях в законодательстве и новых рекомендациях, которые необходимо учитывать при проведении инвентаризации. Также обсудим, как правильно документировать результаты инвентаризации и какие последствия могут возникнуть в случае несоответствия данных. Мы рассмотрим основные ошибки, которые обычно совершают организации, и способы их избежать, чтобы вы могли защитить свой бизнес от финансовых потерь и юридических рисков.
Здравствуйте! С вами Алёна Яковлева, управляющий партнёр компании «РосКо Консалтинг и Аудит». С 1 апреля 2025 года работают новые правила инвентаризации. Кто обязан её проводить и в какие сроки? Как скорректировать положения учётной политики? Расскажем в этом видео. Смотрите, чтобы быть в курсе.
Инвентаризацию имущества и обязательств проводят все компании и предприниматели. Эта ревизия подтверждает достоверность бухгалтерской отчётности по всем счетам учёта. Проверяют наличие и состояние активов компании с учётом забалансового имущества. На протяжении нескольких лет действовали Методические рекомендации, в которых был подробно прописан порядок проведения ревизии имущества и обязательств.
С 1 апреля 2025 года действует новый стандарт. Индивидуальные предприниматели и компании могли заранее провести ревизию по новым правилам. Достаточно было внести коррективы в учётную политику для целей бухгалтерского учёта. Обновлённые правила предлагают альтернативные способы проведения инвентаризации и устанавливают сроки.
Кто должен руководствоваться новым стандартом?
Итак, раньше бизнесмены могли добровольно применять новые правила инвентаризации, после 1 апреля текущего года выбора нет. Новый стандарт не касается только индивидуальных предпринимателей, которые ведут бухгалтерский учёт, и бюджетников.
Компании, которые применяют льготный налоговый режим и относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, проводят инвентаризацию по единому стандарту. По особым правилам проводят инвентаризацию отдельных активов. Например, при инвентаризации драгоценных металлов и камней продолжает работать старый стандарт.
Что будет, если не применять ФСБУ 28/2023?
Хотя некоторые положения из прошлых методических рекомендаций перетекли в новый стандарт, игнорировать правила нельзя. Это может привести к признанию бухгалтерской отчётности недостоверной. Кстати, о том, могут ли главного бухгалтера привлечь к субсидиарной ответственности, мы рассказывали в этом видео. Переходите по ссылке и смотрите!
Нужно ли менять учётную политику в связи с новыми правилами инвентаризации?
Компании обязаны руководствоваться стандартом независимо от того, прописано ли условие о его применении. В учётной политике нужно закрепить намерение проводить инвентаризацию основных средств в сокращённые сроки и в удалённом формате. Например, если компания принимает решение проводить ревизию один раз в три года. Формы документов, которые оформлялись по инвентаризации, с 1 апреля 2025 года больше не действуют. В приложении к учётной политике нужно утвердить новые.
Когда и в какие сроки обязательно проводить инвентаризацию в 2025 году?
По своей инициативе бизнесмены могут проводить инвентаризацию хоть каждый день, но есть случаи, когда проведение ревизии обязательно. Во-первых, она нужна перед составлением годовой бухгалтерской отчётности. Срок проведения — по состоянию на отчётную дату. Исключение составляют основные средства, нематериальные активы, капитальные вложения, запасы, которые проходили инвентаризацию не ранее 1 октября отчётного года, и основные средства, по которым ревизия проводится раз в три года.
Инвентаризацию библиотечных фондов можно проводить один раз в пять лет, иных основных средств — раз в три года. Установленные сроки не освобождают компанию от необходимости проверки элементов амортизации основных средств в конце каждого года. Перед составлением бухгалтерской отчётности проверяется срок полезного использования, ликвидационная стоимость и способ начисления амортизации. Также проводится тест на обесценение основных средств и учитывается изменение их балансовой стоимости.
Инвентаризацию обязательно проводят непосредственно перед продажей активов или передачей их в аренду, управление, безвозмездное пользование, а также перед возвратом активов. При смене материально ответственного работника ревизия проводится на дату составления акта приёмки-передачи ценностей от одного работника к другому.
При смене руководителя коллектива, когда из компании уходит более половины членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива инвентаризация проводится на дату составления акта приёмки-передачи дел. Ревизию обязательно проводят при выявлении утраты или порчи активов, сразу по выявлении этих фактов.
Инвентаризация при пожаре, аварии, стихийном бедствии или иной чрезвычайной ситуации проводится сразу по окончании чрезвычайного события. Ревизия будет обязательна также в некоторых других случаях, например при реорганизации компании, если только она проходит не в форме преобразования.
Какие новые способы можно использовать при ревизии в 2025 году?
Ранее инвентаризация проводилась только «живыми» методами, путём взвешивания, подсчёта, обмера, осмотра. Теперь допустимо проведение удалённой ревизии с использованием фото- и видеофиксации. Например, в случаях, когда объекты проверки находятся очень далеко, до них трудно или материально затратно добраться. В этом случае физическое наличие материальных объектов определяется косвенно, фиксацией результатов функционирования этих активов. Например, наличие инженерных коммуникаций в перекрытиях зданий, под землёй, под водой можно удостоверить подачей соответствующих сигналов электроэнергии, воды, газа.
Банк России снизил ключевую ставку на один процент. За последние три года она либо повышалась, либо оставалась неизменной. Регулятор решил, что инфляционное давление снижается, и установил ключевую ставку в 20 % годовых. Обо всех важных изменениях и новостях мы оперативно рассказываем в наших соцсетях. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!
Какие послабления сделаны в части создания инвентаризационной комиссии?
С 1 апреля текущего года разрешено не создавать специальную комиссию для проведения инвентаризации, если её проводят лица, в чьи обязанности она входит. Это возможно, если в штате компании есть только руководитель и главный бухгалтер, либо только руководитель. Комиссия не нужна и когда инвентаризацию проводит аудиторская компания или индивидуальный аудитор по договору на проведение ревизии, а также если уставом компании инвентаризация возложена на ревизионную комиссию.
Если в процессе ревизии меняется количество членов комиссии, тоже действует послабление — результаты в этом случае примут. Например, если в состав инвентаризационной комиссии входят пять человек, а один из них заболел или не смог присутствовать по другим уважительным причинам, то ревизию проводят оставшиеся четыре человека.
Подведём итоги
Новый стандарт внёс изменения, которые нужно учитывать при проведении инвентаризации. Компаниям разрешено определять наличие имущества с помощью видео- или фотофиксации. Для каждого случая обязательной ревизии установлена своя дата проведения.
Спасибо, что досмотрели видео до самого конца! С вами была Алена Яковлева. Есть вопросы? Не откладывайте — пишите их прямо сейчас в комментариях, и наши юристы из компании «РосКо» ответят вам совершенно бесплатно! И, конечно же, не забудьте подписаться на наш канал. Будь в курсе — будь с РосКо!
Полезные материалы от RosCo:
- Сайт компании: https://rosco.su/
- YouTube канал: RosCo | Consulting & audit — YouTube
- ВКонтакте: RosCo | Consulting & audit (vk.com)
- Telegram: Telegram: Contact @roscoaudit
- Дзен: RosCo | Consulting & audit | Дзен (dzen.ru)