Договор коммерческой концессии: как составить, как заключить

Возможность законного использования товарных знаков, опыта в определенной сфере, технологий изготовления напрямую связывается с оформлением договора франчайзинга. Сделке присущ расширенный перечень существенных условий, согласование которых обязательно. Особенностью является обязательная государственная регистрация права, поэтому важно соблюсти все требования.

Содержание

Что такое коммерческая концессия (франчайзинг)

Коммерческая концессия в практике соотносится с понятием франчайзинг. По договору франчайзинга, одна сторона передает другой исключительные права для пользования, вторая сторона вносит за это определенную плату. Под исключительными правами понимаются разрешения на пользование товарным знаком, результаты интеллектуальной деятельности, фирменное наименование, коммерческое обозначение, географическое указание, наименование места происхождения товара. Договор франчайзинга допускает включение следующих элементов концепции франшизы:

  • эксперт-анализ конкурентной среды;
  • разработка концептуальной бизнес-модели и финансовой модели франчайзинга;
  • алгоритм работы с франчайзи;
  • маркетинг (разработка лэндинг-пейдж, разработка скрипта продаж и электронной презентации, создание франчайзинг-бука).

Нормативное регулирование договора франчайзинга осуществляется ст. 1027-1040 ГК РФ.

Еще по теме: что такое франшиза

Какие термины используют в договоре коммерческой концессии

Сторонами соглашения о коммерческой концессии являются правообладатель и пользователь. Правообладатель — лицо которое передает исключительные права. Пользователь (франчайзи) — лицо, обязующееся принять права и внести за это плату.

В тексте договора франчайзинга для обобщения используется понятие комплекс исключительных прав (КИП). К ним относится совокупность объектов интеллектуальной собственности: товарный знак, знак обслуживания и т. д.

Подробнее: что относится к объектам интеллектуальной собственности

Понятие товарного знака закреплено в ст. 1477 ГК РФ и подразумевает обозначение для индивидуализации товаров, удостоверенное свидетельством.

В процессе оформления правоотношений по франчайзингу стороны заботятся о деловой репутации, она представляется в виде оценки и сформированного мнения участников гражданского оборота о деятельности лица (оценка деятельности руководителей, органов управления, положения на рынке). По договору о франчайзинге допускается передача ноу-хау, под этим понимается секрет производства, например, рецептура, сведения организационного и экономического характера об эффективном осуществлении деятельности по соглашению о коммерческой концессии.

Термин франчайзинг в решениях судов используется как синоним слова франшиза. При согласовании оплаты используются: паушальный платеж — разовая оплата; роялти — периодические платежи.

Структура и условия договора коммерческой концессии

Установленный на законодательном уровне обязательный образец соглашения о коммерческой концессии отсутствует. Требования об обязательности письменной формы устанавливаются в п. 1 ст. 1028 ГК РФ. В случае нарушения этой нормы существует риск ничтожности сделки коммерческой концессии.

Строение документа имеет классическую структуру с учетом особенностей предмета договора франчайзинга. Соглашение о коммерческой концессии включает в себя следующие разделы:

  1. Вводная часть (наименование сторон с указанием полномочного представителя; дата и место подписания).
  2. Предмет (существо обязательства — предоставление КИП с одной стороны и оплата — с другой; что входит в КИП; срок действия франчайзинга).
  3. Порядок использования КИП (сфера и территория допустимого использования; использование деловой репутации и коммерческого опыта; согласие на субконцессию; срок использования).
  4. Права и обязанности (запрет на передачу информации третьим лицам; особенности конкуренции; соблюдение инструкций правообладателя).
  5. Оплата (размер, сроки и порядок уплаты вознаграждения за франчайзинг).
  6. Ответственность сторон (размер и порядок уплаты пени, штрафов; случаи, в которых начисляются пени и штраф).
  7. Форс-мажор (обстоятельства непреодолимой силы; порядок освобождения от ответственности за неисполнение обязательств; официальный документ, подтверждающий непреодолимую силу).
  8. Изменение соглашения (порядок расторжения и внесения изменений).
  9. Разрешение споров (особенности претензионного порядка; срок ответа на уведомления; перечень документов, прилагаемых к претензии).
  10. Заключительные положения (юридическая сила электронных сообщений; количество экземпляров документа; перечень приложений).
  11. Реквизиты сторон (наименование сторон; ИНН и ОГРН; адрес регистрации; контактные данные; подпись полномочного представителя).

Актуальный бланк и образец этого документа есть в КонсультантПлюс Скачать бесплатно

Существенные условия договора франчайзинга

Среди существенных условий соглашения о франчайзинге выделяют следующие:

  • предмет;
  • способы использования объектов исключительных прав;
  • стоимость.

Для определения предмета устанавливаем в договоре франчайзинга, что входит в КИП, объем и сферу деятельности, где разрешается использование. Способы использования определяются путем перечня допускаемых для разных объектов прав, например, для товарного знака определяется в п. 2 ст. 1484 ГК РФ. Стоимость определяем в виде периодических или разовых платежей. Оплата производится даже в случае, если исключительные КИП не используются, потому что по договору франчайзинга предоставляется право использования.

На практике стороны вправе изменить стоимость в зависимости от успешности продаж. В этом случае в условиях соглашения о франчайзинге устанавливают обязательство о предоставлении отчета или привлечении независимых аудиторов.

Норма, закрепленная в п. 1 ст. 432 ГК РФ, представляет сторонам возможность сделать существенным иное условие, о котором должно быть достигнуто соглашение.

Подробнее: какие условия договора являются существенными

Срок использования комплекса исключительных прав по франчайзингу

Срок использования КИП не относится к существенным условиям. Стороны согласовывают это условие по усмотрению. Срок определяется промежутком времени или указанием на конкретную дату. Допускается включение в договор франчайзинга следующих формулировок:

  • «Срок использования комплекса исключительных прав истекает с окончанием действия договора концессии»;
  • «Срок использования комплекса исключительных прав истекает через три года с момента заключения договора концессии».
ВАЖНО!
В случае неуказания срока по умолчанию он составляет 5 лет, на основании п. 4 ст. 1235, п. 4 ст. 1027 ГК РФ.

Права и обязанности сторон по коммерческой концессии

Раздел «Права и обязанности» включает в себя условия о дозволенности совершения определенных действий с обеих сторон. В зависимости от условий сделки определяются:

  • возможность предоставления КИП третьим лицам;
  • контроль качества товаров и услуг;
  • возможность заключения аналогичных сделок с конкурентами;
  • пределы конкуренции на определенной территории;
  • порядок взаимодействия с конфиденциальной информацией;
  • следование инструкциям и установленным стандартам.

В обязанности может входить подготовка руководства для франчайзи по открытию и управлению бизнесом. Среди ключевых обязательств выделяют передачу КИП пользователю; внесение вознаграждения. Для поддержания репутации вводятся обязательства по соответствию помещения определенным требованиям.

Ограничения прав сторон по договору коммерческой концессии

Ограничение прав по договору коммерческой концессии рассмотрим в таблице.

Вид ограничения Судебная практика
Предоставление другим лицам аналогичного КИП на определенной территории по соглашению о коммерческой концессии Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 16.09.2016 № 02АП-7107/2016 по делу № А82-5715/2016
Пределы конкуренции в определенной сфере или территории по соглашению о коммерческой концессии Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2022 № 09АП-81158/2021 по делу № А40-161329/2021
Возможность получения аналогичных КИП у конкурентов по соглашению о коммерческой концессии Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2021 № 09АП-24208/2021 по делу № А40-224470/2020
Реализация товара по установленным соглашением о коммерческой концессии ценам Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2021 № 13АП-36646/2020 по делу № А56-24059/2020
Исключительность территории и согласование места расположения помещений (архитектурные и дизайнерские решения) по соглашению о коммерческой концессии Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2022 № 14АП-11547/2021 по делу № А66-16416/2020
Ограничения затрагивают только КИП, переданные от правообладателя пользователю по договору франчайзинга Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2022 № 17АП-10757/2021-ГК по делу № А71-13420/2020

Условия о коммерческой субконцессии

Стороны вправе определить условие, по которому пользователю разрешается передать комплекс прав другим лицам. Проект договора субконцессии рекомендуем согласовать предварительно между пользователем и правообладателем соглашения о коммерческой концессии. Удобным способом для этого будет оформление образца в виде приложения к основному договору франчайзинга. Дополнительно определяем границы поддержки в отношении третьих лиц, например, при регистрации КИП, обучении сотрудников и т. д.

Односторонний отказ от договора коммерческой концессии

Правовое регулирование о прекращении договора коммерческой концессии определено в п. 1 ст. 1037 ГК РФ. Для урегулирования возможности одностороннего отказа в условиях договора концессии необходимо предусмотреть уплату отступного или увеличенный срок уведомления об отказе от соглашения о коммерческой концессии. Случаи, по которым правообладатель вправе отказаться от договора франчайзинга, устанавливаются в п. 1.1 ст. 1037 ГК РФ.

Как зарегистрировать право использования исключительных прав по договору коммерческой концессии

В соответствии с п. 2 ст. 1028, предоставление права использования КИП подлежит регистрации. Регистрации подлежит не договор франчайзинга, а предоставление возможности использования. Регистрирующим органом является Роспатент. Для прохождения процедуры придерживаемся следующих действий:

  1. Составляем заявление. Форма для регистрации по франчайзингу установлена в приложении № 3 Приказа Минэкономразвития России от 10.06.2016 № 371.
  2. Собираем необходимые документы — доверенность представителя, договор коммерческой концессии, удостоверенный в установленном порядке перевод иностранных документов, согласие на обработку персональных данных. Документ об уплате пошлины прикладывается по желанию.
  3. Направляем документы в Роспатент. Обращаемся в электронном виде или посредством личного посещения. В случае невозможности указанных вариантов обращения используем почтовое отправление.

Государственная услуга предоставляется в течение 68 рабочих дней с момента поступления заявления. Действия, бездействия должностных лиц государственного органа могут быть обжалованы.

ВАЖНО!
В случае отсутствия регистрации предоставление возможности использования считается несостоявшимся.
Читайте также: что такое дилерский договор и как его составить

В 2012 году закончил Российскую правовую академию Министерства Юстиции РФ по специальности юриспруденция. С 2013 года специализируюсь в области арбитражного процесса, гражданских правоотношений, корпоративного и договорного права.