Как составляется заключение инвентаризационной комиссии
Результаты инвентаризации нужно оформить документально. Члены комиссии заполняют инвентаризационные описи или акты и выдают свое заключение. Если выявили отклонения, опись не подойдет: понадобится сличительная ведомость.
Какие документы составляются по результатам инвентаризации
Каждый год организации инвентаризируют имущество и обязательства — перед составлением годовой отчетности. Исключением являются основные средства: их разрешают инвентаризировать раз в три года. Кроме того, инвентаризация обязательна при (п. 27 Приказа Минфина № 34н от 29.07.1998):
- смене МОЛ — материально ответственного лица;
- хищениях;
- пожарах;
- стихийных бедствиях;
- других случаях.
Проверку проводит инвентаризационная комиссия (ИК). Многие организации утверждают постоянно действующую комиссию отдельным приказом. Но формировать совещательный орган для каждой новой проверки тоже не запрещено.
В комиссию включают минимум 3 человека — сотрудника бухгалтерии, технических, профильных работников. Председателем обычно назначают руководителя или главного бухгалтера. А вот МОЛ в состав не входят (п. 2.3 методических указаний из Приказа Минфина № 49 от 13.06.1995).
Сама процедура проходит так: ИК проверяет фактическое наличие основных средств и материальных запасов, изучает возможность их использования по назначению. Если инвентаризируют нематериальные активы, расчеты, деньги на счетах или финансовые вложения, сверяются данные бухгалтерского учета с документами, подтверждающими операции с активами.
Результаты проверки оформляют по унифицированным формам — описям и актам. Отдельного заключения комиссии при инвентаризации, если нет расхождений, не составляют. Бухгалтерская программа автоматически заполнит графы описи или акта. Если ИК выявила расхождения, то фактические показатели вносят в программу вручную, а по итогам составляют сличительные ведомости по основным средствам и материальным запасам.
После проведения годовой проверки формируется протокол. Расхождения — излишки и недостачи — показывают в сличительной ведомости ИНВ-26 (Постановление Госкомстата № 26 от 27.03.2000). Окончательное заключение инвентаризационной комиссии отражается в приказе или распоряжении руководителя об утверждении результатов инвентаризации.
Для чего составляется заключение комиссии по инвентаризации
Описи и акты заполняют для подтверждения данных о фактическом наличии проверяемых объектов инвентаризации, а сличительные ведомости — для отражения расхождений. Кроме того, МОЛ ставят в таких документах расписку о том, что проверку провели в их присутствии (п. 2.5, 2.10 методических указаний).
Изучив все объяснения и материалы проверки, ИК определяет характер и причины выявленных отклонений от бухгалтерских показателей и вносит предложения по регулированию таких расхождений. Заключение отражается в протоколе, который передают руководителю организации для утверждения.
Как правильно оформить заключение
Единого бланка и порядка, как правильно написать заключение комиссии по инвентаризации, нет. Обычно организации используют различные унифицированные формы:
- инвентаризационные описи, акты — ИНВ-10, ИНВ-11, ИНВ-15, ИНВ-16;
- сличительные ведомости — ИНВ-18, ИНВ-19.
Описи или акты оформляют отдельно по каждому месту нахождения имущества и по каждому материально ответственному лицу. Их составляют в двух экземплярах: один — для бухгалтерии, второй — для МОЛ. Сличительные ведомости тоже составляют в двух экземплярах. Применяемую форму описи, акта или ведомости надо закрепить в учетной политике (п. 4 ПБУ 1/2008).
Вот образец, как написать заключение комиссии по инвентаризации в сличительной ведомости:
По итогам проверки ИК проводит заседание. На этом заседании оформляется протокол, в котором и отражают заключение по инвентаризации. Унифицированной формы протокола нет, разработайте ее самостоятельно. В протоколе фиксируют процедурные моменты — дату и время проведения заседания, состав присутствующих, обсуждаемые вопросы и принятые решения.
Вот что еще необходимо отразить в протоколе:
- предложения по зачету излишков и недостач, которые образовались из-за пересортицы. Для этого требуется подробное объяснение материально ответственного лица о причинах возникновения пересортицы;
- письменное и исчерпывающее объяснение, почему обнаруженные недостачи не отнесены на виновных лиц;
- информацию об имуществе, которое надо списать или уценить. Обязательно определяют причины порчи и виновных лиц;
- заключение ИК, ее выводы, решения и предложения по результатам проведенной проверки состояния и обеспечения сохранности основных средств и материальных запасов;
- суммы оценочных резервов по сомнительным долгам, под снижение стоимости и проч. Или указание на то, что резерв не создают, поскольку отсутствуют признаки снижения стоимости актива. Это отражают в протоколе по итогам годовой инвентаризации.
Протокол подписывают все члены ИК, которые участвуют в заседании. Затем его передают на рассмотрение руководителю организации, чтобы он принял окончательное решение. Вместе с протоколом составляют ведомость учета результатов инвентаризации — по форме ИНВ-26 или в произвольном виде. В ведомости обобщают результаты проверки, отражают выявленные излишки и недостачи и предлагают способы урегулирования (п. 5.6 методических указаний).
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как отразить в учете зачет пересортицы. Используйте эти инструкции бесплатно.
Руководитель принимает окончательное решение после рассмотрения всех документов и материалов от ИК. Решение принимается в форме приказа или распоряжения, его составляют в произвольной форме и обязательно включают предписание об устранении расхождений. Затем все документы по инвентаризации передают в бухгалтерию.
Приведем пример, что писать в заключении инвентаризационной комиссии — в протоколе по годовой проверке.
Протокол заседания инвентаризационной комиссии №5 г. Москва 19.12.2024 по итогам проведенной инвентаризации материальных запасов (срок проведения с 02.12.2024 по 14.12.2024) Присутствовали члены постоянно действующей инвентаризационной комиссии, назначенной приказом № 15 от 10.01.2024:
Материально ответственные лица:
Инвентаризация материальных запасов, учтенных на балансе учреждения, проводилась инвентаризационной комиссией, назначенной приказом № 15 от 10.01.2024, в период с 02.12.2024 по 14.12.2024 с соблюдением требований положения об инвентаризации, утвержденного приказом руководителя учреждения ГБОУ ДОД СДЮСШОР «АЛЛЮР» № 295 от 15.11.2023. 1. В результате инвентаризации выявлено: 2. Расхождения, выявленные инвентаризацией, подтверждены инвентаризационными описями (сличительными ведомостями) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087) № 20 от 14.12.2024 и № 21 от 14.12.2024 и обобщены в ведомости расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092) № 25 от 16.12.2024 (приложения № 1, 2, 3 к протоколу). 3. По данным инвентаризационной описи (сличительной ведомости) № 20 по объектам нефинансовых активов от 14.12.2024 обнаружено:
Причины возникновения пересортицы указаны кладовщиком склада № 1 Егоровым Е.Е. в объяснительной записке от 14.12.2024. По указанным позициям предлагается провести в учете зачет по пересортице. 4. По данным инвентаризационной описи (сличительная ведомость) № 20 по объектам нефинансовых активов от 14.12.2024 обнаружено:
Составлен акт на списание ценностей. Установлено виновное лицо — кладовщик склада № 1 Егоров Е.Е., от которого получена объяснительная записка, подписано соглашение о добровольном возмещении ущерба. 5. По данным инвентаризационной описи (сличительная ведомость) № 21 по объектам нефинансовых активов от 14.12.2024 обнаружено:
Виновные лица не установлены. Кладовщик склада № 2 Павлов П.П. с результатами инвентаризации не согласен, вину не признает, письменные объяснения предоставлять отказывается. 6. По данным инвентаризационной описи (сличительная ведомость) № 21 по объектам нефинансовых активов от 14.12.2024 обнаружено:
Виновные лица не установлены. Кладовщик склада № 2 Павлов П.П. с результатами инвентаризации не согласен, вину не признает, письменные объяснения предоставлять отказывается. 7. Инвентаризационная комиссия по результатам проведенной проверки состояния складского хозяйства и обеспечения сохранности материальных ценностей на складе № 2 установила, что текущий контроль движения ключей от склада не исключает возможности несанкционированного изготовления дубликата. В связи с этим комиссия выносит предложение руководству усилить контроль движения ключей по согласованию со службой охраны. 8. По результатам анализа предоставленной документации по инвентаризации материальных запасов, учтенных на балансе учреждения, итоги работы инвентаризационной комиссии, назначенной приказом № 15 от 10.01.2024, признаны удовлетворительными. Приложение: 1. Ведомость расхождений по результатам инвентаризации № 25 от 16.12.2024. 2. Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) № 20 по объектам нефинансовых активов от 14.12.2024. 3. Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) № 21 по объектам нефинансовых активов от 14.12.2024. 4. Объяснительная записка кладовщика склада № 1 Егорова Е.Е. от 14.12.2024 о причинах пересортицы. 5. Объяснительная записка кладовщика склада № 1 Егорова Е.Е. от 14.12.2024 о порче ценностей. 6. Соглашение о добровольном возмещении ущерба кладовщиком склада № 1 Егоровым Е.Е. от 19.12.2024. Председатель комиссии: заместитель директора по УВР Сергеева / Сергеева С.С. Члены комиссии: главный бухгалтер Викторова / Викторова В.В. бухгалтер Андреева / Андреева А.А. экономист Константинова / Константинова К.К. заместитель директора по АХР Николаева / Николаева Н.Н. С содержанием протокола ознакомлены: заместитель директора по АХР Николаева / Николаева Н.Н. кладовщик Егоров / Егоров Е.Е. кладовщик Павлов / Павлов П.П |