Инструкция: как провести сверку с налоговой
Взаиморасчеты с бюджетом сверяют перед сдачей отчетности, при выявлении задолженности или переплаты. Процедура отличается в зависимости от того, кто выступил инициатором проверки.
В каких случаях проводить сверку с налоговой
Плательщики сверяют расчеты с бюджетом по собственной инициативе или по запросу налоговиков (пп. 11 п. 1, п. 2.1 ст. 32, п. 3 ст. 78 НК РФ, п. 2 Временного порядка из письма ФНС № АБ-4-19/2990 от 09.03.2021). Организации и ИП вправе сверяться с ИФНС в любое время: никаких требований к периодичности или срокам проверки показателей не установлено. ИФНС же проводит контроль, если выявила переплату по налогам, взносам или другим платежам в бюджет.
Как проводят сверку
По инициативе налогоплательщика
Чтобы сверить показатели, надо подать заявление (пп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ). Инспектор рассмотрит заявку и сформирует акт сверки за истекший налоговый период с налоговым органом, с указанием задолженности или ее отсутствия. Затем плательщик сравнивает показатели с данными от инспектора: если все сходится — он подписывает акт, если нет — указывает на разногласия и просит исправить документы.
По инициативе ИФНС
Если инспекция обнаружит переплату по налогам и сборам, то она обязательно сверит данные с плательщиком (пп. 5.1 п. 1 ст. 21, п. 3, 14 ст. 78 НК РФ, п. 2 Временного порядка). Инспектор сформирует акт и направит его плательщику. Плательщик вправе, но не обязан участвовать в такой процедуре.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как свериться с ФНС. Используйте эти инструкции бесплатно.
Как сделать запрос для налоговой
Временный порядок, как сделать акт сверки с налоговой по налогам и сборам, утвержден письмом ФНС № АБ-4-19/2990 от 09.03.2021. А запрос подают по форме, приведенной в письме ФНС № АБ-4-19/17644@ от 28.10.2020. Бланк КНД 1165180 рекомендован налоговиками, использовать его необязательно. Плательщики вправе обратиться в ИФНС с заявлением в произвольном виде. Ключевое требование — указать реквизиты инспекции и налогоплательщика и перечислить КБК налогов и сборов, по которым хотите свериться.
Если все же решили воспользоваться заявлением по форме КНД 1165180, то заполняйте его так:
- Укажите ИНН и КПП организации или же ИНН предпринимателя.
- Впишите четырехзначный код налоговой инспекции.
- Отметьте признак заявителя: 1 — организация, 2 — физлицо без статуса ИП, 3 — ИП.
- Напишите название налогоплательщика или ФИО физлица, ИП. Сведения об удостоверении личности заполняют только налогоплательщики — физлица. ИП не надо заполнять эту информацию, если указали ИНН.
- Оставьте номер телефона для связи с исполнителем.
- Определите, как пройдет сверка: 1 — если по конкретному коду бюджетной классификации, 2 — если по всем налогам и сборам, которые вы платите. Если по одному платежу, то укажите КБК, по которому надо сверить показатели. А если не указали код, то инспекция сверит все расчеты.
- Обозначьте период, за который сверяете показатели. Максимальный период — три календарных года, которые предшествуют году запроса (п. 5 Временного порядка). Например, в 2022 году это 2021, 2020 и 2019 гг.
Обязательно определите способ получения акта. Подтвердите полноту и достоверность сведений подписью ответственного лица.
Заявление подают в инспекцию, в которой плательщик стоит на учете (п. 3 Временного порядка). Способы подачи:
- на бумаге — лично в ИФНС или по почте ценным письмом с описью вложений;
- электронно — через оператора электронного документооборота по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС.
Личное обращение
Бумажный запрос оформляют в двух экземплярах. Один из них инспектор забирает себе, на втором ставит отметку о принятии.
Бумажное заявление требует корректного оформления. Если на заявлении нет наименования, ИНН или КПП налогоплательщика, подписи руководителя, то инспектор вправе отказать в приеме запроса. Кроме того, заявку не примут, если подать ее в инспекцию не по месту учета.
Через личный кабинет налогоплательщика или систему сдачи отчетности
Плательщики смогут подать запрос в электронной форме — в специализированной программе по ТКС или через личный кабинет на официальном сайте ФНС (п. 2.6, 2.7 Методических рекомендаций из приказа ФНС № ММВ-7-6/196@ от 13.06.2013). Подтверждением запроса является квитанция о приеме (разд. 1, п. 2.4, 3.11, 3.12 Методических рекомендаций). Но электронный акт носит исключительно информационный характер: его нельзя использовать как официальный документ (п. 2.22 Методических рекомендаций).
Как подписать акт сверки с налоговой
Если подали запрос на бумажном носителе, то инспекция сверит показатели в течение 5 рабочих дней (п. 15–19 Временного порядка). Акт подготовят по форме КНД 1160070, она утверждена приказом ФНС № ММВ-7-17/685@ от 16.12.2016.
Если же отправляли заявление в электронной форме, то акт сформируют за 3 рабочих дня (п. 20 Временного порядка). Электронный документ передадут на следующий день после его составления (пп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ)
Из Временного порядка понятно, как разобраться в акте сверки с налоговой — надо сравнить цифры налоговой и собственные расчетные показатели. Если все совпало, то подпишите актовый документ и укажите: «без разногласий». Один экземпляр оставьте себе, второй передайте в ИФНС.
Вот образец, как выглядит акт сверки с налоговой без разногласий.
Если же выявили расхождения, то действуйте так:
- Укажите ваши учетные суммы в графе 4 раздела 1. Заполняйте только те строки, в которых есть расхождения.
- Напишите «С разногласиями» в поле для согласования раздела 1.
- Подпишите документ на последней странице раздела 1.
- Укажите дату подписания.
- Первый экземпляр оставьте у себя, второй — верните в ИФНС.
А если получили электронный актовый документ по ТКС или в личном кабинете, то подписывать и возвращать в ИФНС экземпляр не надо. Если не согласны с показателями инспекции, то инициируете новую сверку и подайте заявление в бумажной форме (пп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ).
После получения актового документа с разногласиями инспектор еще раз сверит показатели и заполнит раздел 2 (п. 12 Временного порядка). Затем раздел 2 передают налогоплательщику. Плательщик сверяет цифры и, если согласен с замечаниями ИФНС, исправляет ошибки. В таком случае в конце раздела 2 пишут: «Расхождения устранены», подписывают документ и ставят дату.
Если плательщик снова не согласен с показателями инспекции, то он:
- Указывает собственные цифры в графе «Данные заинтересованного лица» в разделе 2 акта.
- Пишет в разделе 2, как устранить расхождения.
- Подписывает раздел 2, ставит дату.
К акту с разногласиями необходимо приложить копии подтверждающих документов — платежные поручения, выписки из банка. Их передают в ИФНС вместе с разделом 2. Инспектор еще раз проверит всю информацию, исправит ошибки и сформирует новый раздел 1, который надо подписать налогоплательщику.