Перейти на мобильную версию
Нормативно-правовые акты

Определение Санкт-Петербургского городского суда от 13.01.2014 N 33-84/14

Источник публикации - Консультант Плюс Отправить на печать Распечатать

Требование о признании незаконными распоряжений комитета по градостроительству и архитектуре об утверждении градостроительных планов земельного участка удовлетворено, поскольку оспариваемые распоряжения приняты в отсутствие установленных градостроительным регламентом параметров строительства в охранных зонах, нарушают охраняемые законом права граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 января 2014 г. N 33-84/14

Судья: Воробьева И.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

председательствующего Ильичевой Е.В.

судей Бакуменко Т.Н. и Чуфистова И.В.

при секретаре К.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании 13 января 2014 года апелляционные жалобы Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга и Юр.Л1 на решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 22 мая 2013 года и дополнительное решение того же суда от 07 октября 2013 года по гражданскому делу N 2-296/13 по заявлению Л., Б.Н., Б.О. о признании незаконными распоряжений Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга, оспариванию согласований должностного лица Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга,

заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В.,

выслушав объяснения представителей заинтересованного лица КГА Санкт-Петербурга - В.С. и Я., представителя заинтересованного лица Юр.Л1 - К.Н., представителей заявителей Б.Н. и Б.О. - М. и Ч.В., заявителей - Б.Н., Л., действующего в своих интересах и как представитель Б.Н. и Б.О.,

судебная коллегия

установила:

Решением Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 22 мая 2013 года (с учетом дополнительного решения суда от 7 октября 2013 года) удовлетворено заявление Б.Н., Б.О., Л.

Суд признал незаконными: распоряжение Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга от 19 декабря 2011 года N 3540 "Об утверждении градостроительного плана N RU78127000-13450 земельного участка";

распоряжение Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга от 27 августа 2012 года N 1723 "Об утверждении градостроительного плана N RU78127000-15419 земельного участка";

согласования Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга, выраженные в письме N Г.С.-3.1/20803 от 22 сентября 2010 года, в письме N Г.С.-3.1/22437 от 18 января 2012 года, в письме N Г.С.-3.1/22437 от 07 ноября 2012 года.

В апелляционных жалобах КГА Санкт-Петербурга и Юр.Л1 просят отменить решение суда и дополнительное решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований заявления.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы апелляционных жалоб, полагает решение суда оставить без изменения по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что Правительством Санкт-Петербурга 17 мая 2011 года принято постановление N 613 "Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории, расположенной в пределах кварталов 2А и 2Г района Ульянка между пр. Стачек и ул. Лени Голикова, проездом между кварталами 2А и 2Г района Ульянка и парком "Александрино", в Кировском районе".

Постановление принято в соответствии со статьей 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации и в целях обеспечения градостроительного развития территории, расположенной в пределах кварталов 2А и 2Г района Ульянка между пр. Стачек и ул. Лени Голикова, проездом между кварталами 2А и 2Г района Ульянка и парком "Александрино", в Кировском районе. постановлением утверждены проект планировки и межевания указанной территории.

Заявители Б.Н. и Б.О. являются собственниками квартир в домах, расположенных в непосредственной близости к предполагаемому месту строительства многоквартирных жилых домов на земельных участках, указанных в оспариваемых распоряжениях и согласованиях.

Л. имеет в Санкт-Петербурге <...>.

Юр.Л1 в настоящее время является собственником земельных участков, в отношении которых приняты оспариваемые распоряжения КГА.

Распоряжением КГА от 19 декабря 2011 года N 3540 утвержден градостроительный план N RU78127000-13450 земельного участка по адресу: <адрес>. Кадастровый N <...>.

Согласно утвержденному градостроительному плану земельный участок расположен как в границах территориальной зоны ТД1-1 (зона объектов многофункциональной общественно-деловой застройки и жилых домов, расположенных на территории исторически сложившихся районов города и исторических пригородов, с включением объектов инженерной инфраструктуры), так и в зоне ЗРЗ 1-2 (зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности).

Раздел 2.2.2 градостроительного плана, который заполняется для земельных участков, на которые распространяется действие градостроительного регламента, предусматривает, что предельная высота зданий, находящихся вне границ зон охраны объектов культурного наследия, определяется в соответствии со статьей 8 части 2 Закона Санкт-Петербурга от 4 февраля 2009 года N 29-10 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" (предельные параметры - 75 м). Предельная высота зданий, расположенных в зоне ЗРЗ 1-2 установлена такая же - 75 м, при этом доминанта не может быть выше 80 м.

К распоряжению прилагается чертеж градостроительного плана земельного участка, который также содержит сведения о предельных высотах зданий, строений, сооружений для территории земельного участка, расположенной вне границ ЗРЗ 1-2: 75 м, для территории земельного участка, расположенной в границах ЗРЗ 1-2, высота застройки - не более 75 м, доминанта не более 80 м.

Распоряжением КГА N 1723 от 27 августа 2012 года утвержден градостроительный план N RU781277000-15419 земельного участка по адресу: <адрес>, кадастровый номер N <...>.

Согласно утвержденному градостроительному плану весь земельный участок расположен в зоне регулируемой застройки ЗРЗ 1-2, на участке частично присутствует зона ЗОЛ 1-3 (зона охраняемого природного ландшафта).

В разделе 2.2.2 градостроительного плана предусмотрена предельная высота зданий, находящихся на участке, как для зоны ЗРЗ 1-2 - 75 м, при этом доминанта не может быть выше 80 м.

Также указанный раздел градостроительного плана отражает наличие на части участка зоны охраняемого природного ландшафта ЗОЛ 1-3, для строительства в которой Законом Санкт-Петербурга от 19 января 2009 года N 820-7 "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга" предусмотрены определенные ограничения.

К распоряжению прилагается чертеж градостроительного плана земельного участка, в котором отражено, что земельный участок имеет элементы существующей исторической ландшафтно-композиционной структуры (рельеф: благоустроенные участки рельефа на территории дачи Чернышева И.Г. "Александрино"; панорамы с путей обзора: панорама комплекса дачи Чернышева И.Г. "Александрино" и природного перепада рельефа вдоль пр. Стачек). Указаны предельные высоты зданий, строений, сооружений для территории земельного участка, расположенного в границах ЗРЗ 1-2 высота застройки - не более 75 м, доминанта не более 80 м.

Таким образом, земельный участок N 145 (кадастровый N 78:15:8432А621) частично, а земельный участок N 249.1 (кадастровый N 78:15:8432А:22) целиком расположены в границах территории зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРЗ 1-2.

Полагая незаконными указанные распоряжения КГА Санкт-Петербурга, связанные с выдачей градостроительных планов земельных участков, которые, в том числе, определяют возможную высоту многоквартирных домов, заявители ссылались на то, что распоряжениями нарушены права заявителей на благоприятную окружающую среду обитания. Земельные участки попадают в существующую историческую ландшафтно-композиционную среду - панорама комплекса дачи Чернышева И.Г. "Александрино" и природного перепада рельефа вдоль пр. Стачек, где охраняется обзор сложившихся панорам. Объемно-пространственное решение, предлагаемое утвержденными КГА градостроительными планами земельных участков, нарушает обзор панорамы на дачу Чернышова И.Г. "Александрино" и природный перепад рельефа вдоль проспекта Стачек с проспекта Стачек.

Заявители ссылались на то, что несмотря на то, что решением Санкт-Петербургского городского суда была установлена незаконность градостроительных регламентов (с 16 марта 2011 года), распространяющихся на зоны охраны объектов культурного наследия, оспариваемыми распоряжениями КГА и согласованиями Главного архитектора Санкт-Петербурга фактически разрешается ведение строительства в указанных охранных зонах Кировского района Санкт-Петербурга с применением и сохранением признанных незаконными параметров.

Также заявители оспаривали письма Главного архитектора Санкт-Петербурга, исполненные на бланке КГА, от 22 сентября 2010 N Г.С.-3.1/20803 о согласовании объемно-пространственного решения и генерального плана жилого многоэтажного дома со встроенными помещениями и двухуровневым подземным паркингом по адресу: <адрес> (количество этажей жилого дома 22 - 25 и высота проектируемого здания 75 - 80 метров), от 18 января 2012 года N Г.С.-3.1/22437 о согласовании объемно-пространственного решения и генерального плана на стадии "проект" жилого девятиэтажного многоквартирного дома по адресу: <адрес>. Согласование от 07 ноября 2012 года N Г.С.-3.1/23407 о согласовании генерального плана на стадии "проект" многоквартирного дома по адресу: <адрес>.

О получении согласований Главного архитектора проставлены отметки в виде штампа на схемах планировочной организации земельных участков, выделяемых под строительство, и на проектной документации относительно возводимых домов, которые (схема и проект) являются приложениями к оспариваемым согласованиям.

Разрешая требования заявления и оценивая обстоятельства нарушения прав заявителей, суд пришел к выводу о том, что нарушены права заявителей на благоприятную окружающую среду обитания.

Установив, что земельные участки N N 145 и 249.1 находятся в охранной зоне ЗРЗ 1-2, для осуществления хозяйственной деятельности в которой необходимо соблюдение требований градостроительного регламента. Параметры, установленные градостроительным регламентом должны быть отражены в градостроительном плане земельного участка (п. 4 ч. 3 ст. 44 Градостроительного кодекса), а в Санкт-Петербурге решением суда признаны недействующими положения градостроительного регламента, имеющие отношение к указанным в распоряжениях КГА участкам. Суд пришел к выводу, что утвержденные оспариваемыми распоряжениями КГА градостроительные планы указанных земельных участков с предлагаемыми вариантами объемно-пространственного решения не отвечают требованиям градостроительного законодательства, поскольку по существу распоряжениями КГА утверждены градостроительные планы земельных участков с параметрами, не основанными на законе, что не может быть признано правомерным. Проверка градостроительного плана земельного участка возможна только в составе распоряжения КГА, так как только после этого градостроительный план приобретает какое-то юридическое значение.

Суд пришел к выводу, что по этим же основаниям являются незаконными и согласования КГА, выраженные в письмах Главного архитектора Санкт-Петербурга.

Судебная коллегия полагает, что данные выводы суда, основаны на правильном применении к рассматриваемым правоотношениям сторон требований статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, градостроительного законодательства, Законов Санкт-Петербурга от 19 января 2009 года N 820-7 "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга" и от 16 февраля 2009 года N 29-10 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга", а также постановленными при верной оценке доказательств, представленных в материалы дела, в соответствии со статьями 55, 56, 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Также судебная коллегия согласна с выводами суда и оценкой доказательств, положенных в их обоснование, о соблюдении заявителями срока обращения в суд, установленного статьей 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

Исходя из положений статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Отношения, связанные с территориальным планированием, градостроительным зонированием, планировкой территории, и иные связанные с ними отношения регламентированы Градостроительным кодексом РФ.

Статьей 3 Градостроительного кодекса РФ определено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из указанного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить этому Кодексу.

В ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, содержащей основные понятия, используемые в данном Законе, отражено, что:

территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения;

функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение;

градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов;

территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты;

градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.

В силу пункта 3 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти при принятии ими решений и реализации таких решений.

В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий, в том числе сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, создания условий для планировки территорий, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц (ч. 1). Правила землепользования и застройки включают в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила, карту градостроительного зонирования, градостроительные регламенты (ч. 2).

Часть 6 статьи 30 предусматривает, что в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 44 Градостроительного кодекса РФ подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (ч. 2). В составе градостроительного плана земельного участка указывается информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка (ч. 3 п. 4). А также - информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент) (ч. 3 п. 5).

В Санкт-Петербурге 16 февраля 2009 года принят Закон Санкт-Петербурга N 29-10 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга".

Согласно статье 1 Закона Санкт-Петербурга от 16 февраля 2009 года N 29-10 правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга являются нормативным правовым актом, принятым в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, Уставом Санкт-Петербурга, Законами Санкт-Петербурга, в соответствии с положениями Генерального плана Санкт-Петербурга, а также с учетом положений иных актов и документов, определяющих основные направления социально-экономического и градостроительного развития Санкт-Петербурга, охраны объектов культурного наследия, окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

В силу части 4 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга от 16 февраля 2009 года N 29-10 действие установленных Правилами градостроительных регламентов распространяется на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в границах территориальных зон.

Статьей 3 Закона Санкт-Петербурга от 16 февраля 2009 года N 29-10 установлены содержание и сфера применения порядка землепользования и застройки территории Санкт-Петербурга, установленного Правилами.

Согласно части 3 статьи 3 указанного Закона соблюдение установленного Правилами порядка землепользования и застройки территории Санкт-Петербурга обеспечивается исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, в том числе при подготовке и выдаче заинтересованным физическим и юридическим лицам градостроительных планов земельных участков.

Таким образом, правовые нормы, установленные Законом Санкт-Петербурга от 16 февраля 2009 года N 29-10, направлены на урегулирование отношений, связанных со строительством и реконструкцией объектов капитального строительства, а также отношений, связанных с использованием земельных участков.

К указанному Закону Санкт-Петербурга имеются приложения. В ряде статей приложений были закреплены предельные высотные параметры строительства в охранных зонах, в том числе и в зоне ЗРЗ 1-2.

Охранные зоны на территории Санкт-Петербурга установлены законом Санкт-Петербурга от 19 января 2009 года N 820-7 "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга".

Решением Санкт-Петербургского городского суда от 20 декабря 2010 года признаны недействующими с момента принятия Закона Санкт-Петербурга от 16 февраля 2009 года N 29-10 положения приложений 1, 3, 4, а именно: части 3, 4, 8 статьи 2 главы 1 части 1 приложения N 1, часть 4 статьи 8 приложения 3 "Схема высотного регулирования для территории Санкт-Петербурга" (условные обозначения) в части слов: "высота зданий определяется в соответствии с Правилами землепользования и застройки Санкт-Петербурга" в границах зон охраны объектов культурного наследия, приложение N 4 - недействующим в границах зон охраны объектов культурного наследия.

Определением Верховного Суда РФ от 16 марта 2011 N 78-Г11-13 указанное решение оставлено без изменения.

Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16 ноября 2011 N 16пв11 названные решение и определение в части указания времени признания недействующим приложения 3 "Схема высотного регулирования для территории Санкт-Петербурга" (условные обозначения) в части слов: "высота зданий определяется в соответствии с Правилами землепользования и застройки Санкт-Петербурга" отменены.

Решением Санкт-Петербургского городского суда от 22 июня 2012 года N 3-102/12 приложение 3 "Схема высотного регулирования для территории Санкт-Петербурга" (условные обозначения), признанное недействующим в части слов: "высота зданий определяется в соответствии с Правилами землепользования и застройки Санкт-Петербурга" решением Санкт-Петербургского городского суда от 20 декабря 2010 года N 3-311/10, определено считать признанным таковым с момента вступления решения в законную силу - с 16 марта 2011 года.

Определением Верховного Суда РФ от 31 октября 2012 года N 78-АПГ12-19 решение Санкт-Петербургского городского суда от 22 июня 2012 года N 3-102/12 оставлено без изменения.

До настоящего времени, несмотря на состоявшиеся судебные постановления, градостроительные регламенты не предусматривают для охранных зон каких-либо иных параметров высоты строительства, кроме признанных незаконными.

При разрешении спора судом правильно были учтены положения Закона Санкт-Петербурга от 19 января 2009 года N 820-7 "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга".

Приложением N 1 к указанному Закону определены границы зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга с описанием этих границ.

Земельные участки N N 145 и 249.1, в основном, относятся к зоне ЗРЗ 1-2 (зоны охраны объектов культурного наследия, расположенных за пределами зон охраны объектов культурного наследия исторически сложившихся центральных районов Санкт-Петербурга) а именно: территория Кировского района, ограниченная с северо-запада границей участка ЗОЛ 1-3, с юго-востока - территорией объекта культурного наследия регионального значения "Усадьба Р.И.Воронцова", далее - линией в створе фасадов домов N 7, 10, 15 по ул. Лени Голикова, с юго-запада - территорией объекта культурного наследия федерального значения "Дача И.Г.Чернышева "Александрино".

В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 19 января 2009 года N 820-7 охраняются исторически ценные градоформирующие объекты в зонах охраны объектов культурного наследия, расположенных за пределами зон охраны объектов культурного наследия исторически сложившихся центральных районов Санкт-Петербурга. В том числе в Кировском районе охраняются от искажений указанные в законе композиционно завершенные виды исторического городского ландшафта и фиксированные площадки их обзора. В охранные зоны входят: дача Чернышева И.Г. "Александрино"; панорама комплекса дачи Чернышева И.Г. "Александрино"; природный перепад рельефа вдоль пр. Стачек. Охраняются визуальные направления, в пределах которых обеспечивается восприятие ландшафта, доминант и акцентов.

Раздел 2 этого же приложения N 1 к Закону определяет режимы зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга.

Глава 2 раздела 2 приложения N 2 Закона Санкт-Петербурга N 820-7 устанавливает общие режимы в границах зон регулирования застройки и хозяйственной деятельности.

Пунктом 3.1 главы 2 установлено, что на территории ЗРЗ 1 не допускается:

в) на территориях открытых городских пространств, указанных в приложении 1 к режимам, изменение объемно-пространственного и архитектурного решений исторических зданий, строений и сооружений, системы озеленения и благоустройства;

Пунктом 3.2. главы предусмотрено, что на территории ЗРЗ 1 допускается:

б) строительство отдельных зданий, строений, сооружений при условии обеспечения сохранности примыкающих объектов культурного наследия и исторических зданий и сохранения исторически ценных градоформирующих объектов, указанных в приложении 1 к режимам, в соответствии с заключением государственного органа охраны объектов культурного наследия;

Исходя из изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что представленные при разрешении дела доказательства не подтверждают соблюдение КГА требований градостроительного законодательства (п. 4 ч. 3 ст. 44 Градостроительного кодекса) при принятии распоряжений об утверждении градостроительных планов земельных участков, поскольку оспариваемые распоряжения приняты после 16 марта 2011 года - даты признания недействующими решением Санкт-Петербургского городского суда нормативных правовых актов Санкт-Петербурга, устанавливающих допустимые параметры строительства в вышеуказанных охранных зонах, и в материалах дела нет доказательств того, что утвержденные КГА объемно-пространственные решения планировки земельных участков содержат проверяемые с точки зрения градостроительного регламента параметры, не нарушают охраняемые законом права граждан на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Довод апелляционной жалобы КГА о том, что у заинтересованного лица в силу положений пункта 17 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ отсутствовали основания для отказа Юр.Л1 в выдаче градостроительного плана земельного участка, не может быть принят во внимание судебной коллегией, при оценке законности постановленного судом решения по следующим основаниям.

В силу положений ст. 51 Градостроительного кодекса РФ градостроительный план земельного участка является необходимым документом для получения разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт.

Согласно ст. 56 названного Кодекса градостроительный план - это один из документов информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, целью которой является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства.

По смыслу статей 41 - 46 Градостроительного кодекса градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые установлены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный конкретный участок.

Статьей 46 Градостроительного кодекса РФ регулируются вопросы, связанные с особенностями подготовки документации по планировке территорий, разрабатываемой на основании решений органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа.

В соответствии с пунктом 17 данной статьи в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.

Форма градостроительного плана земельного участка утверждена Приказом Министерства регионального развития РФ от 10 мая 2011 года N 207, и строка 1 формы градостроительного плана земельного участка содержит указание на чертеж градостроительного плана земельного участка, на котором указываются:

- схема расположения земельного участка в окружении смежно расположенных земельных участков (ситуационный план);

- границы земельного участка и координаты поворотных точек;

- красные линии;

- обозначение существующих (на дату предоставления документа) объектов капитального строительства, объектов незавершенного строительства и их номера по порядку, в том числе не соответствующих градостроительному регламенту;

- минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения объекта капитального строительства, за пределами которых запрещено строительство;

- границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства

- места допустимого размещения объекта капитального строительства;

- информация об ограничениях в использовании земельного участка (зоны охраны объектов культурного наследия, санитарно-защитные, водоохранные зоны и иные зоны);

- границы зон действия публичных сервитутов (при наличии);

- параметры разрешенного строительства.

Информацию о расположенных в его границах объектах капитального строительства и объектах культурного наследия; о требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке. На чертеже градостроительного плана земельного участка указываются: схема расположения земельного участка в окружении смежно расположенных земельных участков (ситуационный план); границы земельного участка и координаты поворотных точек; красные линии.

Исходя из изложенного, для заполнения формы градостроительного плана земельного участка необходима, в частности, информация, содержащаяся в чертеже градостроительного плана земельного участка.

Однако, предметом рассмотрения суда первой инстанции являлось не то, каким образом КГА исполнил обязанность перед Юр.Л1 по выдаче градостроительных планов земельных участков, а - правомерность действий КГА с точки зрения соблюдения прав заявителей при принятии оспариваемых распоряжений об утверждении градостроительных планов.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы о том, что судом при разрешении спора не учтены правила пункта 17 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.

Доводы апелляционной жалобы КГА о том, что оспариваемое согласование от 22 сентября 2010 года N Г.С.-3.1/20803 по существу является выпиской из книги личного приема, носит рекомендательный характер и консультационный характер, согласования от 18 января 2012 года N Г.С.-3.1/22437 и от 7 ноября 2012 года N Г.С.-3.1/23407 также выданы в пределах осуществления должностным лицом КГА своих полномочий по осуществлению координации разработки, согласования и утверждения проектов размещения всех видов строительства, обеспечению и координации деятельности по формированию и сохранению архитектурного облика Санкт-Петербурга, не имеют правовых последствий в смысле соблюдения требований Градостроительного кодекса РФ при подготовке проектной документации для получения разрешения на строительство, и поэтому сами по себе не нарушают охраняемые законом права и интересы заявителей, не могут быть приняты во внимание и положены в основу отмены решения суда, поскольку судебная коллегия полагает, что не могут быть признаны правомерными не основанные на законе действия заместителя председателя КГА - Главного архитектора Санкт-Петербурга по выдаче не предусмотренных законом согласований, результаты которых отражены на проектных документах и которые принимаются во внимание в последующем из-за того, что градостроительный регламент относительно охранных зон не действует.

Довод апелляционной жалобы КГА о том, что поскольку Закон Санкт-Петербурга N 820-7 не запрещает строительство в границах зон регулирования застройки и хозяйственной деятельности и письмами Главного архитектора Санкт-Петербурга от 18 января 2012 N Г.С.-3.1/22437 и от 22 сентября 2010 года N Г.С.-3.1/20803 согласована высота планируемого объекта капитального строительства 34,1 м и 75 м, а также согласовано объемно-пространственное решение, что не противоречит действующему законодательству, то нельзя согласиться с выводом суда о том, что в градостроительном плане земельных участков согласованы произвольные параметры строительства жилых домов, также не может быть положен в основу отмены решения суда, поскольку как правильно указано судом первой инстанции, градостроительный план земельного участка должен отвечать критериям содержащимся в градостроительном регламенте, а не в письме должностного лица, которое нормативными правовыми актами, при наличии принятых Правил землепользования и застройки, не наделено полномочиями регулировать осуществление хозяйственной деятельности в охранной зоне.

Довод апелляционной жалобы о том, что градостроительный план земельного участка представляет собой сводную информацию об участке, выраженную в виде формы, утвержденной приказом Министерства регионального развития РФ от 10 мая 2011 N 207, и по существу прав и интересов заявителей не нарушает, так как каких-либо прав и ограничений не устанавливает, не может быть положен в основу отмены решения суда.

Так, согласно статье 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам; той же нормой определены состав сведений и форма этого плана.

Градостроительный план земельного участка предоставляется для подготовки проектной документации и служит одним из оснований ее разработки (части 6 и 11 статьи 48 Градостроительного кодекса). Разрешение на строительство, дающее застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка (часть 1 статьи 51 Градостроительного кодекса).

Исходя из изложенного, следует полагать, что распоряжение, утвердившее градостроительный план земельного участка в отсутствие установленных градостроительным регламентом параметров, порождает правовые последствия, в том числе и для заявителей, поскольку содержит те критерии, которыми должен руководствоваться орган, выдающий разрешение на строительство, для строительства жилых домов в охранной зоне непосредственно рядом с местом жительства заявителей.

Пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ определено, что устанавливаемый правилами землепользования и застройки градостроительный регламент отражает требования для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков.

В соответствии с положениями статей 1, 30, 36, 44, 51 Градостроительного кодекса РФ право собственника по использованию земельного участка ограничено градостроительным регламентом. Основанием для начала строительных работ на земельном участке является разрешение на строительство. Генеральный план земельного участка является документом, отображающим информацию о действующем градостроительном регламенте и иную информацию о характеристиках участка, которая необходима для рассмотрения уполномоченным органом вопроса о выдаче разрешения на строительство.

Таким образом, является правильным вывод суда, что указанные распоряжения КГА, утвердившие градостроительные планы земельных участков, согласования Главного архитектора нарушают права заявителей, связанные с сохранением благоприятной среды обитания.

Доводы апелляционных жалоб о том, что заявителями не представлено доказательств соблюдения сроков на обращение в суд и нарушения их прав оспариваемыми актами сводятся к переоценке доказательств, представленных при разрешении спора, поэтому не могут быть положены в основу отмены решения суда. Оснований для иной оценки доказательств судебная коллегия не усматривает.

Довод апелляционной жалобы Юр.Л1 о том, что при разрешении спора судом не было учтено, что документация по планировке территории была согласована с КГИОП (письмо от <дата>), не может быть положен в основу отмены решения суда, поскольку на наличие такого согласования заинтересованное лицо при разрешении спора не ссылалось, письмо от <дата> не представлено в материалы дела.

Иные доводы апелляционных жалоб не имеют правового значения для оценки правильности постановленного судом решения.

При указанных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что обжалуемое решение суда первой инстанции, постановленное при правильном применении закона и оценке доказательств, является законным, обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционных жалоб нет.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 22 мая 2013 года и дополнительное решение того же суда от 7 октября 2013 года оставить без изменения. Апелляционные жалобы Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга и Юр.Л1 - без удовлетворения.


Текст документа в настоящий момент недоступен.

Показать весь текст
Поделиться:

Обсуждение документа

Задать вопрос
Петербургский правовой портал

PPT.RU - Власть. Право. Налоги. Бизнес


Вопрос юристу
Связь с редакцией
Tweet
Поделиться
+1
Like!
Класс
Свернуть
Наверх