В Госдуму внесены законы об электронных деньгах. На рассмотрение нижней палаты парламента поступил закон о национальной платежной системе. Вместе с ним внесен еще один законопроект, в котором содержатся поправки в законодательство, связанные с принятием закона.
Разработчики законодательной инициативы отмечают, что сейчас правовое регулирование электронного денежного оборота недостаточно. Положения Гражданского кодекса при функционировании платежных систем применимы в ограниченной степени. Законопроект устанавливает требования к деятельности оператора платежной системы, требования к деятельности оператора электронных денег и осуществлению их перевода. Предусматривается создание в платежной системе системы управления рисками и обеспечения исполнения обязательств. В частности, речь идёт о гарантийном фонде платежной системы.
Банку России дается право устанавливать лимит остатка электронных денег юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и порядок его определения. В случае превышения лимита оператор электронных денег будет обязан зачислить излишки на банковский счет компании или ИП без его распоряжения.
Закон определяет, когда допускается использование неперсонифицированных электронных средств платежа без идентификации физического лица в соответствии с законом о противодействии отмыванию денег:
- по одному электронному средству платежа остаток электронных денег в любой момент не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублям, по официальному курсу Банка России. Если в результате перевода остаток будет больше, оператор не вправе осуществлять такой перевод электронных денег;
- по одному электронному средству платежа общая сумма переводимых по распоряжению физического лица электронных денег в течение календарного месяца не превышает 15 000 рублей либо эквивалентную сумму в валюте. В случае превышения оператор не вправе выполнять перевод до наступления следующего календарного месяца;
- не осуществляется начисление процентов на остаток электронных денег или выплата иного вознаграждения физическому лицу;
- осуществляется постоянный учет оператором информации об остатке электронных денег и осуществленных переводах электронных денег.
Есть исключение - случай, когда у работников оператора электронных денег возникают подозрения, что операция с денежными средствами осуществляется в целях легализации доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Законопроектом вносятся изменения в ряд действующих правовых актов, в частности:
Кодекс об административных правонарушениях дополняется статьёй об ответственности за нарушение законодательства о национальной платежной системе.
Федеральный закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" с принятием нового документа утратит силу.
Проект закона о национальной платежной системе
(файл rtf, 368 Кб)
Проект изменений в законодательство в связи с принятием закона о национальной платежной системе
(файл rtf, 307 Кб)
Напомним, чтобы законопроект стал законом, его должно одобрить Федеральное Собрание и подписать - Президент РФ, после чего документ должен быть официально опубликован. Федеральные законы вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
"О банках и банковской деятельности"
"О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами"
"О защите конкуренции"
"О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"
"О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации"
"Об исполнительном производстве"
Статья 845 ГК РФ. Договор банковского счета
Статья 861 ГК РФ. Наличные и безналичные расчеты
Кодекс об административных правонарушениях
Налогового кодекса