В России может появиться еще один вид обязательного страхования – страхование гражданской ответственности перевозчика перед пассажиром. Это предусматривает внесённый в Думу законопроект, разработчиком которого выступило правительство. Основная цель нововведений - гарантированное возмещение вреда пассажирам, независимо от вида транспорта и характера перевозки.
По мнению авторов документа, существующая система личного страхования пассажиров не обеспечивает соразмерного и гарантированного возмещения вреда. Граждане не всегда получают выплаты в полном объеме и своевременно.
В законопроекте закрепляются, в частности, следующие основные положения:
- обязательность для перевозчиков страховать свою ответственность перед пассажирами. Вводится запрет для перевозчиков осуществлять деятельность без страховой защиты, а также ответственность за нарушение этой обязанности. Информацию о страховщике и действующем договоре страхования перевозчик обязан указывать в местах продажи билетов или в билете, выдаваемом пассажиру;
- минимизируется возможность страховщика отказывать в выплате страхового возмещения или иным способом освободиться от такой выплаты;
- устанавливается гражданско-правовая ответственность страховщика за необоснованный отказ или задержку в выплате страхового возмещения, исключается возможность уменьшать эту ответственность;
- потерпевшим предоставляется право обращаться за выплатой в профессиональное объединение страховых организаций, создаваемое в соответствии Федеральным законом "О саморегулируемых организациях", если не удается получить страховое возмещение от страховщика;
- страховщик для принятия решения о выплате возмещения может требовать предоставления только тех документов, которые включены в соответствующий перечень. Он утверждается Правительством РФ и является исчерпывающим;
- минимальные страховые суммы, установленные для рисков причинения вреда жизни или здоровью, определены на основе существующего стандарта возмещения вреда для пассажиров на воздушном транспорте ( статья 133 Воздушного кодекса РФ).
Предусмотрена таблица для определения размеров страховых выплат. Срок урегулирования убытков разработчики законопроекта оценивают в среднем в 30 дней. Это значительно меньше судебной процедуры определения размера ущерба жизни и здоровью, которая занимает не менее двух месяцев с момента подачи документов.
Как отмечается в пояснительной записке, перевозчики будут заинтересованы направлять средства на мероприятия по снижению аварийности и повышению уровня безопасности перевозок пассажиров. Кроме того, внедрение нового вида страхования потребует увеличения количества сотрудников страховых компаний. Предполагается, что будет создано как минимум 450 новых рабочих мест в страховой отрасли.
Напомним, чтобы законопроект стал законом, его должно одобрить Федеральное Собрание и подписать - Президент РФ, после чего документ должен быть официально опубликован. Федеральные законы вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.
страховании гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами
(файл rtf, 192 Кб)
Федеральным законом "О саморегулируемых организациях"