154
Оставить комментарий Распечатать

Привлечение к административной ответственности

Размер шрифта:
Даже когда у контролирующих органов есть безусловные основания для привлечения организации к ответственности, сохраняется возможность обжалования административных актов.

На практике часто возникают вопросы по поводу защиты прав организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность в случае привлечения их к административной ответственности. В главах 14 Кодекс об административных правонарушениях Статья 14.1 и 15 Кодекс об административных правонарушениях Статья 15.1 КоАП РФ установлен широкий перечень правонарушений в сфере предпринимательской деятельности и финансов, за которые на организацию могут быть наложены довольно крупные штрафы. Самые распространенные нарушения в указанной сфере: нарушение прав потребителей (ст. 14.8 Кодекс об административных правонарушениях Статья 14.8 КоАП РФ), нарушение правил продажи отдельных видов товаров (ст. 14.15 Кодекс об административных правонарушениях Статья 14.15 КоАП РФ), нарушение правил продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст. 14.16 Кодекс об административных правонарушениях Статья 14.16 КоАП РФ), нарушение порядка работы с денежной наличностью (ст. 15.1 Кодекс об административных правонарушениях Статья 15.1 КоАП РФ), грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета (ст. 15.11 Кодекс об административных правонарушениях Статья 15.11 КоАП РФ), нарушение требований валютного законодательства (ст. 15.25 Кодекс об административных правонарушениях Статья 15.22 КоАП РФ) и т. п.

Обжалование административных актов

Уполномоченные органы при выявлении перечисленных нарушений проводят процедуры, связанные с привлечением к административной ответственности виновных лиц. Итогом таких процедур является вынесение постановления по делу об административном правонарушении. Часто, организации, привлеченные к ответственности, не обжалуют вынесенные постановления, безропотно уплачивают наложенные штрафы в бюджет. Причины такого поведения различны: боязнь судебной волокиты и дополнительных расходов, уверенность в правоте уполномоченных органов, нежелание портить отношения с контролирующими органами и т. п.

Однако, в подавляющем большинстве случаев у предпринимателей есть веские основания для обжалования вынесенных определений в арбитражном суде и неплохая перспектива удовлетворения заявленных требования и признания постановления о наложении штрафа незаконным. Даже когда у контролирующих органов есть безусловные материальные основания для привлечения организации к ответственности, сохраняется возможность обжалования административных актов по формальным основаниям (нарушение процедуры).

Пример

<В торговой организации была проведена проверка объекта торговли. По результатам проверки был составлен акт проверки, в котором были отражены следующие нарушения:

• непредставление сертификатов на соответствующую продукцию,

• отсутствие печати собственника на справке к грузовой таможенной декларации на алкогольную продукцию,

• потребителям не предоставлена вся информация о товарах.

Через шесть дней в помещении уполномоченного органа (налоговая инспекция) был составлен протокол об административном правонарушении, а еще через несколько дней – вынесено постановление об административном правонарушении и наложен штраф.>

При обжаловании таких постановлений о наложении административного наказания следует учитывать ряд обстоятельств.

Во-первых, в соответствии со ст. 28.2 Кодекс об административных правонарушениях Статья 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. По смыслу ст. 25.4 Кодекс об административных правонарушениях Статья 25.4 КоАП РФ законными представителями юридического лица в соответствии с КоАП РФ являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Таким образом, протокол об

административном правонарушении должен быть подписан только руководителем исполнительного органа организации либо единоличным исполнительным органом непосредственно в момент составления протокола. Протокол не может быть подписан представителем организации по доверенности, независимо от ее содержания или работником организации независимо от его должности. Правильность указанной позиции подтверждается и актами Высшего Арбитражного Суда РФ (п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ №2 от 27.01.03 , Постановление Президиума ВАС РФ от 08.06.04 №1790/04 ).

Во-вторых, в соответствии со ст. 28.5 Кодекс об административных правонарушениях Статья 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения (т. е. безотлагательно после выявления правонарушения). Только в том случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о юридическом лице, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. Следовательно, уполномоченный орган имеет право отложить составление протокола только по основаниям, установленным в КоАП РФ и обязан указать на такое отложение прямо в протоколе. Практика составления протоколов об административном правонарушении по истечении нескольких дней после проведения проверки соблюдения законодательства незаконна, что подтверждается и сложившейся судебной практикой (п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ №10 от

02.06.04 , Постановление ФАС СЗО от 19.01.04 №А56-19257/03 ).

В-третьих, многие административные правонарушения могут быть квалифицированы как малозначительные. В соответствии со ст. 2.9 Кодекс об административных правонарушениях Статья 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Так, например, такое нарушение как отсутствие печати собственника на справке к грузовой таможенной декларации на алкогольную продукцию при наличии товарных накладных может расцениваться как малозначительное нарушение. В соответствии с п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ №10 от 02.06.04 установив при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь частью 2 ст. 206 Арбитражный процессуальный кодекс Статья 206 АПК РФ и ст. 2.9 КоАП РФ принимает решение об отказе в удовлетворении требований административного

органа, освобождая от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, и ограничивается устным замечанием, о чем указывается в резолютивной части решения суда.

Все указанные выше процессуальные нарушения могут стать основанием для отмены постановления о назначении административного наказания. В соответствии со ст. 30.2 Кодекс об административных правонарушениях Статья 30.2 и 30.3 Кодекс об административных правонарушениях Статья 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в арбитражный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии соответствующего постановления и государственной пошлиной не облагается. Обжалование постановления препятствует его вступлению в законную силу и, соответственно, до вынесения решения суда не может быть исполнено (штраф не может быть взыскан).

В статье использованы документы:

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.01 №195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.01). В ред. от 27.07.06 Кодекс об административных правонарушениях.

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай