Перейти на мобильную версию
Помогаем преодолевать трудности

«Упрощение» бухгалтерского учёта и вопросы формирования учётной политики

«Упрощение» бухгалтерского учёта и вопросы формирования учётной политики

Смотрите также:

Окончание статьи К. Пляса. Тонкости бухгалтерского учета МПЗ и НМА по упрощенной схеме.

Статьи цикла:

Продолжаем разбирать изменения, внесённые в отдельные ПБУ Приказом № 64н Минфина РФ от 16.05.2016, касающиеся возможностей ведения бухгалтерского учёта по упрощённой схеме организациями, которые имеют на это право в соответствие с пунктами 4 и 5 статьи 6 Федерального закона  от 06.12.2011 № 402-ФЗ   «О бухгалтерском учёте»

Пункт 25 раздела IV ПБУ 5/01 дополнился абзацем 2, согласно которому «бухгалтерские упрощенцы» могут забыть о таком страшном кошмаре как резерв под обесценение материальных ценностей, который необходимо было формировать в отношении «завалявшихся» на складах материалов и товаров. Ведь с определённой периодичностью (как право, раз в год) необходимо определять, насколько твои МПЗ подешевели, а потом создавать резерв, который, ко всему прочему, ещё и не учитывается для целей налогового учёта – это ж с ума можно сойти! Ведь это конкретному человеку (естественно, бухгалтеру) нужно будет сидеть и лично отслеживать, сколько сейчас на рынке стоит какая-нибудь запчасть или прибор, который лежит себе, полёживает, где-то на дальней полке склада или в кладовке. И если вдруг цена на указанный материал упала, да не на два-три рубля, а в два-три раза, то этот резерв составлять придётся, никуда не денешься… До выхода Приказа № 64н создание резерв под обесценение материальных ценностей было обязательно для всех без исключения, не создавать его можно было только в случае если цены на соответствующие либо МПЗ выросли или остались на месте, либо их снижение было малосущественным. Но права предусмотреть в своей учётной политике возможность не создавать такой резерв ни о кого не было. А теперь оно есть!..

При этом следует обратить внимание на то, что применение положений абзаца 2 пункта 25 раздела IV может быть актуально только для организаций, которые не пользуются (или не могут пользоваться) учётными льготами, предусмотренными пунктами 13.2 и 13.3 раздела II. Потому что если организация предусмотрела в своей учётной политике применение указанных пунктов, то на балансовых счетах по учёту МПЗ остатки просто будут отсутствовать. То есть не будет предмета для создания резерва.

Теперь переходим к ПБУ 6/01. Какие здесь есть полезные изменения для «бухгалтерских упрощенцев»? Разные. Например, как и в случае с МПЗ, появилась возможность формировать первоначальную стоимость объекта основных средств только исходя из договорной цены поставщика (подрядчика) без учёта прочих сопутствующих расходов (об этом сказано в пункте 8.1 раздела II). При этом указанное послабление более существенно с точки зрения учёта. Ведь неверное формирование фактической себестоимости МПЗ на величину расходов обычно влияет несущественно. Редко кто сейчас занимается накоплениями материалов на складах – в течение календарного года их стоимость обычно попадает в состав расходов, а период «залёживания» на складах обычно не превышает одного квартала. Негативное влияние на величину расходов (преждевременное списание сопутствующих затрат) может возникать только в пограничных ситуациях, то есть в конце календарного года. С основными средствами ситуация другая. У них срок полезного использования, как мы помним, больше одного года, следовательно, если какие-то из сопутствующих приобретению основных средств затрат не будут учтены в их первоначальной стоимости, то и амортизация будет начисляться неправильно. И при исправлении допущенной ошибки придётся побольше повозиться… Но теперь это касается только тех, кто ведёт учёт «по полной программе». А «бухгалтерские упрощенцы» могут вздохнуть спокойно и благополучно забыть о такой проблеме.

Следующие послабления в учёте основных средств касаются вопросов начисления амортизации. Дополнительные абзацы, введённые в пункт 19 раздела III, просто революционны. Отныне «бухгалтерские упрощенцы» могут начислять амортизацию не ежемесячно, как было испокон веков, а ежеквартально, и даже ежегодно. Просто супер!.. А стоимость производственно-хозяйственного инвентаря теперь и вовсе списывать в расходы в момент принятия их на учёт. Работа бухгалтера (или директора, взявшего на себя бухгалтерские обязанности) существенно упрощается. Но при этом необходимо всё равно помнить – в расходы списывается только стоимость объекта, а не его материально-вещественная сущность. Так что вести учёт инвентаря всё равно придётся. Правда, только в количественном выражении.

Практически идентичные дополнения были внесены в ПБУ 17/02 (учёт НИОКР) и ПБУ 14/2007 (учёт НМА). «Бухгалтерские упрощенцы» теперь могут просто забыть о том, что нужно формировать первоначальную стоимость объектов, создаваемых в процессе проведения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, а также объектов, относящихся к нематериальным активам. Почему? Да потому что теперь затраты на создание такие объектов можно просто списывать в состав текущих расходов в полной сумме по мере их осуществления (пункт 14 раздела IV ПБУ 17/02 дополнен абзацем 3, а в раздел I ПБУ 14/2007 дополнен пунктом 3.1). Соответственно, в бухгалтерский баланс стоимость указанных активов не попадёт, а информация об их наличии в организации будет носить чисто справочный характер…

Как видим, указанные нововведения носят весьма решительный характер. Многие головные боли, с которым вынужден был сталкиваться бухгалтер малого предприятия, относящегося к категории «бухгалтерских упрощенцев», теперь снимаются. Теперь многое стало проще.

Но, прежде чем впасть в полную эйфорию, необходимо кое-что запомнить. Во-первых, по умолчанию указанные изменения применять нельзя – прежде чем воспользоваться дозволенными «упрощениями» организации должны внести изменения в свою учётную политику. Во-вторых, крайне желательно определять целесообразность применения каждого упрощенного способа ведения бухгалтерского учета независимо от применения других упрощенных способов. То есть какие-либо из них можно внедрить в практику, а от каких-то следует отказаться.

И самое главное - обязательно нужно провести определённую аналитическую работу и тщательно взвесить последствия принимаемых решений. А вдруг чрезмерное упрощение учёта может повредить организации? Не станет ли её «упрощённый баланс» слишком уж «простым»? Ведь отказ от стоимостного учёта МПЗ и НМА, а также быстрое списание с баланса стоимости основных средств может привести не только к уменьшению количества бухгалтерских проводок, но и к снижению стоимости чистых активов организации. Подумайте для начала, а потом уже решайте. А не наоборот. Как говорил один индийский мудрец, «принимай решение у главы дела, а не у его хвоста».

Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Мы расскажем о последних новостях и публикациях. Читайте нас, где угодно. Будьте всегда в курсе главного!
icon-telegram-white Подписаться
Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и исправим её.

комментарии

Чтобы оставить комментарий нужно авторизоваться
Петербургский правовой портал

PPT.RU - Власть. Право. Налоги. Бизнес


Вопрос юристу
Связь с редакцией
Tweet
Поделиться
+1
Like!
Класс
Свернуть
Наверх

Вопрос-ответ

Помощь опытных
юристов и адвокатов

Экспертный совет

Решение бухгалтерских и правовых
вопросов в профессиональном сообществе

Лучшие специалисты
Более одного ответа
Вы можете задать вопрос бесплатно

ЗАДАЙТЕ ВОПРОС здесь и сейчас