140
Оставить комментарий Распечатать

Налоговое администрирование и налоговый контроль

Размер шрифта:
Видеозапись и расшифровка текста вебинара Рябовой Р.И. Основные направления налоговой политики на 2016 год и среднесрочную перспективу 2017-2018 годов. Вебинар проведен компанией «Мое Дело».

Основные направления налоговой политики на 2016 год и среднесрочную перспективу 2017-2018 годов на ближайшие три года заранее утвердило Правительство РФ. Этот документ не является нормативно правовым актом, а представляет собой своеобразный ориентир для составления будущих федеральных законов, изменяющих налоговое законодательство. Но, этот документ важен для бизнеса, ведь он позволяет лучше понять как действующие, так и планируемые инструменты, применяемые чиновниками для регулирования налогообложения. В частности, направлениями налоговой политики предусмотрено, сохранение налоговой нагрузки на ближайшие три года. Тем самым, Правительство исполняет свой мораторий на увеличение налоговой нагрузки для бизнеса.

Документ состоит из трех частей. В первой из них речь идет о налоговой нагрузке в процентном отношении к валовому внутреннему продукту. Этот показатель авторы документа сравнивают с аналогичными показателями зарубежных стран. Во втором разделе чиновники рассказали об антикризисных мерах, а в третьем - о перспективах налогообложения.

Кроме того, в документе есть раздел, обобщающий уже принятые и вступившие в силу поправки в налоговом администрировании. В частности, чиновники сделали вывод о том, что многие российские регионы недополучат налог на прибыль. В соответствии с действующим законодательством, 18% из 20% налога на прибыль организаций поступают в бюджеты субъектов РФ. Но в 2015 году было принято решение приостановить действие договоров о создании новых консолидированных групп налогоплательщиков. Этот мораторий скорее всего будет продлен на ближайшие годы.

В нефтяном секторе в 2015 году была увеличена ставка на налога за добычу полезных ископаемых при одновременном снижении экспортных пошлин. А налогообложении движимого имущества организаций от налогов освободили имущество, приобретенное после 2014 года. Эту льготу Правительство обещает сохранить в следующих налоговых периодах. Однако, поскольку данный налог поступает в региональные бюджеты, из регионов поступают предложения отменить такую льготу для бизнеса (например, из Вологодской области).

Антикризисные меры

Внедряются налоговые льготы для новых производств. На фоне общего экономического кризиса чиновники ввели возможность увеличения затрат для производственных предприятий. Такая возможность достигнута увеличения первоначальной стоимости амортизирующего имущества до 100 тысяч рублей. Соответствующий закон уже принят и вступил в силу 1 января 2016 года.

Стимулирование развития малого предпринимательства определено, как и раньше, посредством специальных режимов налогообложения (упрощенная система налогообложения, единый сельскохозяйственный налог в регионах, единый налог на вмененный налог, патентная система для индивидуальных предпринимателей). Субъектам РФ дано право принимать дополнительные льготы для таких специальных режимов.

Изменились требования к авансовым платежам по налогу на прибыль, которые должны оплачивать все налогоплательщики. При увеличении объема выручки, малые предприятия получили возможность платить их ежеквартально. Такая норма вступила в силу 1 января 2016 года. Для того, чтобы ей воспользоваться, необходимо иметь за 4 предшествующих квартала суммарную выручку не менее 60 млн рублей.

Введены меры поддержки экспорта. Для этого упрощена процедура подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза при экспорте. Кроме того, утверждены меры, позволяющие снизить издержки налогоплательщиков, связанные с контролем за трансферным ценообразованием по внутри российским сделкам.

В 2015 году был внедрен институт предварительного налогового контроля. Однако, до начала 2016 года он практически не работал. Это возможность для любого налогоплательщика получить мотивированное мнение органа ФНС о планируемой или уже свершившейся сделке. Для участия в проекте налогоплательщики должны были подать заявление в территориальный орган ФНС до 1 июля 2015 года. Для всех, кто успел это сделать с 1 февраля 2016 года налоговики начнут вести соответствующий мониторинг и осуществлять предварительный контроль. Информации по количеству поданных заявлений пока нет. Главной идеей внедрения института - это предотвращение уклонений от уплаты налогов. Именно это является основной задачей всех налоговых органов. При этом, в Налоговый кодекс РФ внесены изменения, увеличивающие права налоговой службы.

Оптимизирован перечень информации, не относящаяся к налоговой тайне. Как и прежде, конфиденциальными остались все сведения из регистров налогового и бухгалтерского учета. Однако, данные о численности персонала, суммах уплаченных налогов и средней заработанной плате могут быть доступны по запросам различных ведомств. Также из состава налоговой тайны предложено исключить бухгалтерскую и финансовую отчетность, одновременно исключив обязанности налогоплательщиков по передаче данных сведений повторно в органы статистики. Но это пока только предложения.

Меры по противодействию злоупотреблению нормами законодательства о налогах и сборах в целях минимизации налогов. В настоящее время практически все стороны налогового процесса используют правовую позицию, изложенную в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 года №53. На сегодняшний день, это единственный документ, где дано понятие об обоснованной и не обоснованной налоговой выгоде. В результате назрела необходимость закрепить эту норму в законе, а не в постановлении пленума. Также, на законодательном уровне необходимо закрепить механизмы противодействия созданию фирм однодневок и использования схем с участием офшорных компаний. Для этих целей был принятзакон № 376 О контролируемых иностранных компаниях. Документ касается всех российских организаций, имеющих контролирующие структуры за рубежом. В соответствии с законом, все юридические лица будут обязаны декларировать прибыль, полученную за пределами России, начиная со во второй половины 2016 года.

Отдельный раздел основных направлений налоговой политики посвящен налоговым льготам и другим стимулирующим механизмам. Чиновники отмечают, что любые льготы должны быть эффективными не только для самих налогоплательщиков, но и для государства. Поэтому, основное бремя по утверждению налоговых льгот для бизнеса должно перейти к субъектам РФ. Ожидается, что передача полномочий от федерального уровня на региональный произойдет в ближайшее время.

Проекты поправок в первую часть НК РФ

Принят закон, который заменяет ставку рефинансирования заменяет на ключевую в нормах Налогового кодекса РФ. Сейчас действуют две ставки, которые устанавливает ЦБ - ставка рефинансирования (8,25) и ключевая ставка, которой банк регулирует валютный и кредитный рынки (11%). В нормах НК РФ практически везде была прописана только ставка рефинансирования, включая статью 75 НК РФ, регулирующую пени.

Также, принят закон, позволяющий снизить наполовину размер штрафа при наличии смягчающих обстоятельств. В законопроекте была заменена формулировка "не меньше" на формулировку "не больше".

Сейчас ФНС, большей частью, должна доводить свои документы, как до налоговых органов на местах, так и до налогоплательщиков. Существуют два документа о проведении камеральных и выездных проверок, в которых определена методика их проведения. В соответствии с "дорожной картой" о совершенствовании системы налогообложения, налоговые органы теперь обязаны обобщать арбитражную практику и доводить ее до налогоплательщиков. Это было сделано уже три раза - в 2011, 2014, и в 2015 годах. Кроме того, налоговая служба обязана руководствоваться в своей деятельности решениями арбитражных судов, вступившими в силу.

Доступ в налоговые органы для налогоплательщиков остается закрытым. Территориальные органы находятся под охраной и действует пропускная система. Однако, дистанционные способы общенияс налогоплательщиками внедряются и расширяются.

Смотрите новые расшифровки вебинаров компании «Мое Дело» на Петербургском правовом портале.

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай