88
Оставить комментарий Распечатать

Порча имущества в результате … переоценки

Размер шрифта:
Вас тоже поставил в ступор этот заголовок? Вас терзают смутные сомнения – как это переоценка может быть причиной порчи имущества.

Разве что оценщик в результате своих непосредственных исследований оцениваемого объекта что-то там повредил – планку от станка оторвал, пробил дырку в здании, пытаясь экспериментальным путём проверить, действительно ли оно кирпичное или всё-таки деревянное? Нет, вы ошибаетесь. Это всего-навсего описка одного бухгалтера, который, вообще-то, интересовался отражением в бухгалтерском учёте вреда, причинённого имуществу организации в результате наводнения. А причём здесь переоценка? Ну, знаете, у бухгалтера в голове много разного хранится. Может быть, в бухгалтерское подсознание уже проникла мысль о том, что в результате стихийного бедствия часть имущества пришла в негодность и его придётся переоценивать?

Смешная описка… Но мне она напомнила случай, произошедший в одном приволжском городе в первой половине 2000-х годов. Там тоже имела места и порча имущества, и переоценка, и … Но обо всём по порядку.

Началась эта история с того, что в одной организации (крупном заводе) решили провести у себя аудиторскую проверку. Проверяющие в первую очередь решили ознакомиться с имеющимися на заводе основными средствами. Для начала, как водится, проверили организацию и порядок ведения бухгалтерского учёта. Очень даже неплохо – и инвентарные карточки информативны, и явные «косяки» отсутствуют. Да и к тому же регулярно проводится переоценка основных средств. Значит, подумали аудиторы, не замшели руководители, наоборот, стараются держать руку на пульсе времени, хотят знать реальную картину и показывать в учёте объективную стоимость своего имущества, а не ту, за которую оно им либо досталось в наследство от Советской власти, либо было куплено в начале «лихих 90-х» - как понимаете, зачастую просто за бесценок.

Затем, имея на руках реестры основных средств, проверяющие отправились на инвентаризацию… Думаете, сейчас опять будет рассказ об излишках в виде зданий, и недостачах швеллеров? Ан нет, я вас огорчу! На удивление, инвентаризация показала полную тождественность данных учёта и данных «наружного наблюдения». Но это вовсе не значит, что результаты похода по местам нахождения имущества порадовали аудиторов. Скорее, поразили до глубины души. Чем? «Соответствием» цены и качества объектов.

Не поняли? Поясняю. Вот стоят в конструкторском бюро персональные ЭВМ «Искра» и ЕС… Для молодых читателей поясню – это были такие предки современных персональных компьютеров, которые выпускались в 60-80-е годы прошлого века… Ну, стоят, и что? А то! Во-первых, они были в нерабочем состоянии, и годились разве что на металлолом (или на извлечение драгоценных металлов – если верить справочникам, из этих «сундуков» после определённых действий можно было извлечь золото, серебро и палладий). А во-вторых, их цена, зафиксированная в учёте, равнялась цене новенького «Пентиума». Как так? А вот так! Переоценили их. Случайность, скажете? Хе-хе… А как вам прогнивший офисный гарнитур по цене антикварной мебели из салона? Холодильники и телевизоры 1984 года рождения, которые стоили столько же, сколько новенькая техника. И, в довершение всего, груда металлолома, когда-то бывшая автомобилем «Волга», по цене только что выпущенного аналога.

Как такое получилось? Да просто. Ведь переоценку можно и собственными силами проводить – ни ПБУ 6/01, ни «Методические указания по бухгалтерскому учёту основных средств» (утверждены Приказом Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н), ни их ранее действовавшие аналоги, этого не запрещали. Вот и взялись на предприятии всё «переоценивать» по рыночном ценам. При этом совершенно не обращая внимание на возраст объекта. «Искра» - это компьютер? Компьютер. Берём ценник из ближайшего магазина вычислительной техники. Ну и что, что «Искры» больше не выпускают! Ведь «Искра» - это компьютер? И «Пентиум» - тоже компьютер!.. По этой логике переоценили и всё остальное имущество.

Когда руководство предприятия было поставлено в известность об этом факте, оно прореагировало на это крайне спокойно. Типа – ну и что? Мы же никому вреда этим не причинили. Это наше внутреннее дело. И если мы считаем, что автометаллолом и старый холодильник стоят столько же, сколько новинки автопрома и бытовой техники, то это наш принципиальный взгляд. Наше, так сказать, профессиональное суждение. Ах, вы не согласны? Подумаешь…

Вот такая история. И имущество в ней есть, и его порча, и переоценка… А что в сумме? Мне даже нечего сказать. Чего здесь больше – глупости, скупости, воинствующей некомпетентности? Или здесь присутствует злой умысел? Не знаю. Может, вы сможете разобраться?


Кирилл Пляс

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай