Перечень случаев, когда имеется возможность делать закупки у единственного поставщика, расширен. Одновременно сократилось количество моментов, когда необходимо проводить экспертизу исполнения контрактов с привлечением экспертов.
Это предусматривает Федеральный закон от 04.06.2014 N 140-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"», недавно вступивший в силу. В документе, в частности, прописано, что у единственного поставщика разрешается также:
- закупать товары, работы или услуги субъектов естественных монополий, а также услуги центрального депозитария;
- арендовать нежилые здания, строения, сооружения для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ или муниципалитета;
- приобретать изделия народных художественных промыслов;
- заключать контракты на поставки оборудования и программного обеспечения с правообладателями (для федеральных и региональных инновационных площадок);
- заключать договора по предоставлению банковской гарантии (для бюджетных учреждений).
В то же время покупателям разрешается не проводить экспертизу исполнения контракта с привлечением экспертов, если предметом закупки было создание проектной документации объекта капстроительства и/или результаты инженерных наработок, которые и так уже прошли обязательную экспертизу. Мнение экспертов не понадобится, если:
- оказываются услуги, связанные со служебной командировкой;
- закупаются лекарства по решению врачебной комиссии;
- заключаются договора на энергоснабжение или договора купли-продажи электроэнергии;
- закупаются бюллетени, открепительные удостоверения и специальные знаки для проведения выборов или референдумов в РФ;
- оказываются преподавательские услуги и услуги экскурсовода (гида) физическими лицами;
- арендуются нежилые здания, строения, сооружения для федеральных нужд, нужд субъекта РФ или муниципалитета;
- заключаются договора по предоставлению банковской гарантии (для бюджетных учреждений).
Одновременно в законодательстве появилось уточненное определение совокупного годового объема закупок. Теперь под этим словосочетанием будут понимать «утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году». При этом в совокупный годовой объем закупок не включаются:
- закупки, необходимые для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
- услуги по предоставлению кредитов;
- закупки, осуществляемые у единственного поставщика;
- работы в области использования атомной энергии;
- закупки, при которых поставщики определяются закрытыми способами.
Где узнать подробнее про новшества, введенные в Федеральный закон 44 ФЗ:
- на тематических семинарах в Санкт-Петербурге и Москве, представленных на нашем портале;
- в Путеводителе по контрактной системе, включенном в программу Консультант Плюс.