117
Оставить комментарий Распечатать

Учёт нематериальных активов

Размер шрифта:
В принципе, в учёте нематериальных активов много общего с учётом основных средств. В особенности это касается тех аспектов, в которых у организации имеется право выбора одного из вариантов. Нюансы, отличающие объект, не имеющий материальной природы, от объекта, который прямо и непосредственно участвует в производственном процессе, на подобные варианты не влияют.

Для начала определимся с самым простым – есть в организации нематериальные активы или нет. В данном случае речь идёт не о том, если ли подобные объекты в учёте в принципе. Имеются в виду критерии признания объектов нематериальными активами, которые были совершенно разными в разные периоды времени. Будучи впервые упомянуты в качестве учётных объектов в Письме Минфина СССР от 30.08.1991 № 50 «О порядке составления годовых бухгалтерских отчетов предприятиями с иностранными инвестициями» («права пользования землёй, водой и другими природными ресурсами, зданиями, сооружениями, оборудованием, а также иные имущественные права» (пункт 2.5)), нематериальные активы в течение следующих двадцати двух лет периодически меняли свои определения. Были добавлены, а затем убраны, организационные расходы, в полном объёме в составе нематериальных активов числились программные продукты (см. пункт 49 «Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации», утверждённого Приказ Минф

ина РФ от 20.03.1992 № 10), вне зависимости от того, кому принадлежат права на них. Относительный порядок был наведён в трактовке нематериальных активов принятием ПБУ 14/2000, в котором, в частности, было указано, что под понятием «программные продукты» подразумевается не стоимость дисков с какой-нибудь программой, а исключительные права на права на неё. Наконец, ПБУ 14/2007, действующее в настоящее время, исключило из числа нематериальных активов организационные расходы и смягчило формулировку в части прав на объект – на место только исключительного добавились и права неисключительные.

Спросите – к чему столь длинное предисловие? Какое оно имеет отношение к формированию учётной политики? Ведь общие положения, прописанные в ПБУ, достаточно жёстко определяют характеристику объекта. Стало быть, у организации в данном вопросе выбор отсутствует. Ан нет! Не совсем так. В каждом из принятых ПБУ неизменно (и справедливо) указывалось, что их действие относится к объектам, которые будут приняты на учёт в периоде, когда это ПБУ начнёт действовать, и в следующих за ним периодах. Но ничего не говорится о том, что оно распространяется также и на объекты, которые уже числятся в составе нематериальных активов, и которые в связи с изменениями в стандартах учёта таковыми перестают быть.

Что же в таком случае делать? Если у организации существуют подобные учётные объекты, необходимо принять решение – учитывать их и дальше как нематериальные активы или отражать их в составе расходов будущих периодов, дабы привести отчётность в соответствие с требованиями текущего момента. Разумеется, что данный факт следует отразить в учётной политике. Впрочем, вы можете ничего не менять, и продолжать учитывать те же организационные расходы в составе нематериальных активов - ведь на момент их принятия к учёту ваша организация делала это совершенно верно, в точном соответствии с тогдашними нормативными документами. Но и в этом случае в учётной политике следует сделать отметку о том, что в составе нематериальных активов организация учитывает также и объекты, признаваемыми таковыми регламентирующими документами в области бухгалтерского учёта, действовавшими на момент их принятия к учёту…

Теперь поговорим собственно о вариантах выбора подходов при формировании учётной политики в части нематериальных активов. Первый момент – оценка объектов, приобретённых не за денежные средства и полученных по договору дарения (пункты 13 и 14 раздела II ПБУ 14/2007). Как оценивать – вопрос не стоит, в ПБУ по этому поводу сказано однозначно - исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные нематериальные активы или, проще говоря, по рыночной цене. Значит, вопрос упирается только в технический момент – кто именно будет эту оценку производить - сама организация или независимый оценщик. Тут, на мой взгляд, всё зависит от статуса организации. Крупное предприятие, да ещё и с иностранным участием однозначно выберет вариант с оценщиком – пусть дороже, зато статуснее. И перед акционерами можно будет обосновать проще, почему этот объект оценили так, а не иначе. Мелкому же и среднему бизнесу не до того – у них лишних денег нет, поэтому такие организации, естестве

нно, выберут вариант с самостоятельной оценкой. Главное – не забыть об этой технической мелочи в учётной политике написать. Ведь оценка стоимости актива – очень важная вещь и сама по себе и с точки зрения того, для кого эта оценка проводится.

Статьи цикла:

Если у вас возникают вопросы, мнения, размышления — высказывайтесь и задавайте вопросы на тему — я вам обязательно отвечу.

До следующей встречи!

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай