130
Оставить комментарий Распечатать

Отчетный период. Часть 2 – НДС

Размер шрифта:
Суть НДС вкратце, можно свести к следующему: это надбавка к цене товара или услуги, которые вы, как предприниматель продаете своему клиенту.

Еще на этот налог можно смотреть как на стоимость ведения бизнеса. То есть за то, что государство разрешает вам заниматься предпринимательской деятельностью, вы должны ему заплатить определенную подать. Тут конечно есть тонкости вроде того, какая деятельность, какая у вас система налогообложения и прочие, но суть не поменяется – хочешь быть в бизнесе, плати налог.

В нашей стране НДС платят те организации и ипэшники, которые находятся на так называемой «общей» системе налогообложения. Если вы начинающий предприниматель и не знаете, на какой вы системе, уточните у своего регистратора. Если он не подавал от вашего имени заявление о переходе на «упрощенку», значит вы обязаны отчитаться по НДС.

Начисление НДС (18 или 10% от стоимости) при продаже вашего товара или услуги отражается в документе, который называется «счет-фактура». Вы выдаете своим клиентам счета-фактуры при отгрузке товара и точно так же получаете счета-фактуры от своих поставщиков, когда они отгружают вам то, что вы купили у них. В зависимости от того, чей это НДС – вашего поставщика или ваш – на бухгалтерском жаргоне он называется соответственно «входящим» или «исходящим».

Суммы НДС, которые вы заплатили при покупке товара вашим поставщикам «зачитываются» суммами НДС, которые вы взимаете с ваших клиентов при продаже им своего товара. Такой «зачет» необходим, чтобы подсчитать суммы входящего и исходящего НДС за квартал. Если на протяжении квартала сумма НДС, который вы собрали с ваших покупателей, была больше, чем та, которую вы заплатили вашим поставщикам, вы платите разницу между ними в бюджет. В обратной ситуации вы эту разницу предъявляете бюджету к возмещению…

… И автоматически попадаете на проверку, потому что возмещать вам просто так (на основании одной лишь декларации) налоговая ничего не будет. Ваш инспектор обязательно должен будет проверить все ваши выданные и полученные счета-фактуры (журнал), а также книги покупок и продаж. Оформлением этих документов для целей проверки занимается бухгалтер. Он же, кстати, должен будет вас предупредить о последствиях возмещения. Но требовать его или нет – это уже решение самого предпринимателя.

Сам по себе расчет НДС дело несложное. Делается он в программе учета, такой, например, как 1С Бухгалтерия. Труднее сделать другое – вовремя получить от своих поставщиков счета-фактуры, которые они (теоретически) должны были выдать вам в момент отгрузки товара или услуги. Но теория здесь, бывает, и не совпадает с практикой. Довольно часто поставщики, сами занятые своими собственными налоговыми отчетами забывают о своих покупателях, которым не остается ничего иного, как «дергать» тех звонками и письмами по электронной почте. В большинстве случаев, правда, к последнему дню отчетности документы получаются и декларации подаются в срок.

Впрочем, даже если вы не получили все документы от поставщиков это не беда. После подачи декларации, составленной на основании имеющихся данных вы (с вашим бухгалтером) всегда можете подать уточняющую декларацию. Злоупотреблять, однако, «уточненками» каждый квартал не следует. Лишнее внимание со стороны налоговой не шло на пользу еще ни одному бизнесу.

И в заключение: если в первом полугодии ваш бизнес стоял, и движений ни по расчетному счету, ни по кассе у вас не было, вместо декларации по НДС вам следует подавать так называемую «Единую упрощенную декларацию». Она заменяет собой все остальные декларации, которые вы должны были бы подавать, если бы деятельность у вас велась.

Подробно и весьма доходчиво об НДС написано на сайте Клерк.ру. Если читать Налоговый кодекс вам лень, материал на «Клерке» вполне сгодится, чтобы получить представление о природе этого налога и всем том, что с ним связано. Настоятельно рекомендую в особенности начинающим предпринимателям.

Материал опубликован на сайте автора 10 июля 2011 года

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай