2591
Оставить комментарий Распечатать

Учёт транспортно-заготовительных расходов (ТЗР)

Размер шрифта:

Итак, на каком балансовом счёте отражается формирование стоимости МПЗ, мы определились. Теперь обратимся к самому процессу её формирования.

Как уже указывалось выше, структура фактической себестоимости МПЗ чётко определена в ПБУ 5/01. Но при этом существует вопрос о том, как именно формируются соответствующие виды затрат, входящих в её состав. Наибольший интерес (в плане выбора варианта учёта) тут представляют транспортно-заготовительные расходы (ТЗР). Подробно о порядке ведения учёта расходов по заготовлению МПЗ описано в «Методических указаниях по бухгалтерскому учёту материально-производственных запасов», утверждённых Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н. Нас, как всегда, интересует проблема выбора варианта учёта при его наличии, с целью последующего отражения в Учётной политике. Вот, например, такой вопрос – как отражать в бухгалтерском учёте затраты по содержанию заготовительно-складского аппарата. Естественно, что большинство организаций не заморачивается с данным вопросом. Известно, куда списывать расходы – в расходы! В смысле, в состав затрат по основной деятельности, те, что отражаются на балансовых счетах 20, 23, 26, 44. Но, между прочим, есть другой вариант – включать такие затраты в состав ТЗР, которые в состав расходов по основной деятельности могут попасть не сразу. Подобный вариант предлагается в пункте 70 подраздела III раздела 2 Методических указаний по бухгалтерскому учёту материально-производственных запасов. Зачем же нужно подобное обособление? Ну, скажем так – для большей аналитики. Чем заготовительно-складской аппарат занимается? Вопрос риторический – ответ содержится в названии. Заготовкой и хранением МПЗ, разумеется. Таким образом, ведение обособленного учёта позволяет следить за тем, сколько всё это для организации стоит. В этом случае можно сформировать данные для анализа данного вида затрат непосредственно из бухгалтерского учёта, не прибегая к дополнительным усилиям по их «выуживанию» из общей массы. Всегда ли это нужно? Сложный вопрос, на самом деле. Ведь если затраты по содержанию заготовительно-складского аппарата носят условно-постоянный характер, то их обособленный учёт для последующего включения в состав транспортно-заготовительных расходов лишён смысла. Ну, в самом деле, если из месяца в месяц сумма таких затрат будет колебаться в пределах, скажем, плюс-минус пятьдесят (сто, двести – зависит от размаха организации) тысяч рублей, то зачем их искусственно выдёргивать из общей суммы затрат? Это в первую очередь касается производственных организаций с высокой материалоёмкостью продукции. А для торговых организаций? Тут, я думаю, это вообще делать не следует. Если вся деятельность организации, по большому счёту, и является сплошной заготовкой да хранением. Что же от самих расходов тогда останется? Итак, с этим вопросом тоже разобрались. Выделять затраты по содержанию заготовительно-складского аппарата из числа расходов производственного характера для их учёта в составе ТЗР целесообразно только для организаций с большой материалоёмкостью, у которых существуют устойчивые колебания таких расходов. Для остальных организаций это не вполне необходимо. Ну, если только руководству это очень захочется. А так – в состав текущих расходов списать, и все дела. Теперь поговорим о самих ТЗР, точнее о том, как и куда они должны списываться. Об этом говорится в вышеупомянутых «Методических указаниях по бухгалтерскому учёту материально-производственных запасов» - в подразделе IV раздела 2. Общий порядок списания ТЗР приведён в пункте 87 - списание ТЗР (а также отклонений в стоимости материалов) по отдельным видам или группам материалов производится пропорционально учётной стоимости материалов, исходя из отношения суммы остатка величины отклонения или ТЗР на начало месяца (отчётного периода) и текущих отклонений или ТЗР за месяц (отчётный период) к сумме остатка материалов на начало месяца (отчётного периода) и поступивших материалов в течение месяца (отчётного периода) по учётной стоимости. Кажется, что и выбирать тут него – написано, значит, так и надо делать. Но уже в пункте 88 того же подраздела приведены способы упрощения данного порядка:

  • при небольшом удельном весе ТЗР или величины отклонений (не более 10% к учётной стоимости материалов) их сумма может полностью списываться в состав расходов производственного характера и на увеличение стоимости проданных материалов;
  • удельный вес ТЗР или величины отклонений (в процентах к учётной стоимости материала) может округляться до целых единиц (то есть без десятичных знаков);
  • в течение текущего месяца ТЗР или величина отклонений могут распределяться исходя из удельного веса (в процентах к учётной стоимости соответствующих материалов), сложившегося на начало данного месяца. Если это привело к существенному недосписанию или излишнему списанию отклонений или ТЗР (более пяти пунктов), в следующем месяце сумма списываемых (распределяемых) отклонений или ТЗР корректируется на указанную сумму прошлого месяца;
  • ТЗР или величина отклонений могут распределяться пропорционально их удельному весу (нормативу), закрепленному в плановых (нормативных) калькуляциях, к учётной стоимости используемых материалов. При этом если фактические размеры отклонений или ТЗР отличаются от нормативных размеров, в следующем месяце (отчётном периоде) сумма распределительных отклонений или ТЗР корректируется, то есть увеличивается на недосписанную сумму или уменьшается на сумму, излишне списанную в прошлом месяце (отчётном периоде). Остатки ТЗР или величина отклонений на начало каждого месяца (отчётного периода) рассчитываются исходя из удельного веса (норматива) ТЗР или отклонений, предусмотренных в плановых (нормативных) калькуляциях, к фактическому наличию материалов в учётных ценах;
  • ТЗР или отклонения могут ежемесячно (в отчётном периоде) полностью списываться на увеличение стоимости израсходованных (отпущенных) материалов, если их удельный вес (в процентах к договорной (учётной) стоимости материалов) не превышает 5%.

Что следует из вышеуказанного? Ну, в первую очередь то, что нужно вести учёт ТЗР. В принципе вести. Потому что нередки случаи, когда организации просто этого не делают – берут и, не глядя, все подобные затраты «ухают» в состав текущих расходов. Вообще не обращая внимания ни на существенность, ни на динамику ТЗР. На самом деле, действительно у большинства организаций объём ТЗР мизерный. Но игнорируется же их учёт не поэтому, а просто потому, что на это не обратили внимание! Хорошо, когда у организации не возникают остатки МПЗ на складах на конец отчётного периода (сейчас это обычно квартал, а не месяц). А если возникает? Значит, получается, что, ведя неверный учёт ТЗР, организация искажает данные бухгалтерского учёта и, как следствие, своей отчётности. Конечно, в случае с ТЗР при формировании Учётной политики трудно точно спрогнозировать, как именно нужно будет их списывать, не нарушая методологии учёта. Возможно, что наиболее простым способом будет вариант со списанием ТЗР в состав текущих расходов при их небольшом удельном весе в стоимости МПЗ. А дальше смотреть, что получится. В данном случае советовать, какой из вышеперечисленных вариантов «упрощения» учёта ТЗР самый удобный, не берусь. Тут всё очень и очень индивидуально. Возможно, следует идти «обратным ходом» - в смысле, чем сложнее структура ТЗР и больше его динамика, тем более простые способы его распределения надо выбирать. От себя же скажу – не завидую я тем бухгалтерам, у которых доля ТЗР в стоимости МПЗ больше 10%, а услуги по транспортировке и хранению оказывают не сами поставщики, а посредники или сама организация самовывозом. Ну, а у кого меньше – они просто счастливые люди. Даже и не знающие, насколько они счастливы.

Если у вас возникают вопросы, мнения, размышления — высказывайтесь и задавайте вопросы на тему — я вам обязательно отвечу.

До следующей встречи!

Оставить комментарий Распечатать