202
Оставить комментарий Распечатать

Как Высший арбитражный суд разъяснил закон о рекламе?

Размер шрифта:
Каждому практику известно, что разъяснений высших судов, как Высшего Арбитражного суда РФ, так и Верховного суда РФ, всегда играют очень важную роль в повседневной деятельности. Зачастую, после выхода соответствующих разъяснений, практика по тому или иному вопросу разворачивалась на 180 градусов. Поэтому каждый специалист всегда отслеживает и старается ознакомиться с соответствующими документами ВАС РФ и ВС РФ.

Одним из таких документов стало, принятое после долгих дискуссий, Постановление Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 08 октября 2012 г. № 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", официально опубликованное только 02 ноября 2012 г. Основные моменты, установленные данным Постановлением, вызывающие интерес для широкого круга пользователей, и станут предметом рассмотрения настоящей колонки.

Когда информация не бывает рекламой?

В пункте 1 Постановления, Пленум сразу дал разграничение рекламы от прочей информации. Он обратил внимание, что:

"Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой".

Однако при этом сразу же была сделана важная оговорка:

"судам следует исходить из того, что не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота".

Дал Пленум и примерный перечень такой информации. К ней относятся, в частности:

"сведения, предоставляемые лицами в соответствии со статьей 495 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьей 11 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», статьей 18 Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов», статьями 9, 10 Закона «О защите прав потребителей», пунктом 16 статьи 2, частью 5 статьи 18 Федерального закона «О лотереях», статьей 92 Федерального закона «Об акционерных обществах», статьей 27 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»".

На случаях возможных споров в связи с размещением только части из указанной информации, Пленум подчеркнул, что:

"то обстоятельство, что информация, обязательная к размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота, приведена не в полном объеме, само по себе не влечет признания этой информации рекламой".

Также чрезвычайно важным указанием следует считать разъяснения, связанные с информацией для потребителей. Согласно им:

"не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой".

Спонсоров надо чтить

Пункт 3 Постановления посвящен спонсорской рекламе. К ней, как напоминает Пленум, относится "реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре".

Из каких моментов следует исходить при рассмотрении споров, связанных с размещением спонсорской рекламы?

Прежде всего, надо учитывать, что "к договору, заключенному между спонсором и рекламораспространителем, применяются общие положения об обязательствах и договорах".

Есть, однако, у такого договора и особенности. Так, "ввиду специфики возникающих между сторонами упомянутого договора правоотношений исполнение, которое должно быть предоставлено лицом после получения исполнения от контрагента, надлежит квалифицировать как встречное. Поэтому к такому исполнению применяются правила, предусмотренные статьей 328 ГК РФ".

При этом "существенное искажение наименования спонсора должно рассматриваться как ненадлежащее выполнение рекламораспространителем своих обязательств" и влечь соответствующие гражданско-правовые последствия.

Является ли существенным искажением ошибка в указании организационно-правовой формы спонсора? Ответ, с точки зрения Пленума, будет положительным, если такое искажение:

"не позволяет потребителю рекламы с достоверностью идентифицировать лицо, выступающее спонсором".

Срок давности и поможет, и не очень

Пункт 5 Постановления Пленума дает ориентиры в части определения срока давности в отношении правонарушителя. Есть в нем и моменты выгодные, для предполагаемого нарушителя, и не совсем выгодные.

Так, явно на руку ему указание о том, что:

"срок давности привлечения к административной ответственности начинает течь с момента совершения такого правонарушения, а не с момента принятия антимонопольным органом решения о нарушении законодательства о рекламе".

В то же время, против него могут сыграть разъяснения, связанные с размещением рекламы в СМИ. Как указывает Высший арбитражный суд:

"в случае размещения спорной рекламы в средствах массовой информации сроки давности привлечения к административной ответственности за данные правонарушения исчисляются со дня последнего распространения рекламы в средстве массовой информации".

Однако "если спорная реклама размещена в средстве массовой информации, выпущенном тиражом", то "срок давности привлечения к административной ответственности за указанное правонарушение исчисляется со дня начала распространения соответствующего тиража этого средства массовой информации".

Данное разъяснение особенно на пользу нарушителям, разместившим рекламу в периодических изданиях с долгим сроком реализации, например, в ежемесячных журналах.

Оставить комментарий Распечатать
Биржевой Николай