Поляков Максим

Какие ведомственные письма свидетельствуют о вступлении в силу с 1 января 2024 года правовых норм

Обращаем внимание на 12 важных писем и информационных сообщений различных министерств и ведомств. Каждое из них говорит о какой-то правовой норме, которая вступает в силу 1 января 2024 года.

Содержание

Письмо Минприроды России от 12.12.2023 № 12-47/47676

В официальном письме Министерства природных ресурсов России от 12 декабря 2023 года (№ 12-47/47676) объясняется процесс обновления природоохранной документации для объектов в связи с изменениями в перечне загрязняющих веществ. Эти изменения в перечне загрязняющих веществ были утверждены распоряжением Правительства РФ от 20 октября 2023 года (№ 2909-р) и вступают в силу с 1 января 2024 года. Перечень обновлён для улучшения государственного регулирования в области охраны окружающей среды. Важно отметить, что применение новых требований к загрязняющим веществам будет осуществляться поэтапно при подготовке природоохранной документации.

Письмо Минприроды России от 23.11.2023 № 19-44/45037

В письме Министерства природных ресурсов России от 23 ноября 2023 года (№ 19-44/45037) обсуждается изменение платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) в связи с расширением перечня загрязняющих веществ. Это расширение было официально утверждено распоряжением Правительства РФ от 20 октября 2023 года (№ 2909-р), в результате чего обновлены меры государственного регулирования в этой области.

В настоящее время разрабатывается проект постановления Правительства, который установит новые ставки платы за загрязняющие вещества, включенные в обновленный перечень. Особое внимание уделяется тем веществам, меры по которым начнут применяться с 1 января 2024 года. Это означает, что изменения в плате за НВОС начнут действовать с отчетного периода 2024 года.

Письмо Минтруда России от 07.11.2023 № 14-7/10/В-17520

Министерство труда России в своём письме от 7 ноября 2023 года (№ 14-7/10/В-17520) сообщило об итоговых значениях стоимости одного человеко-часа для обучения федеральных государственных гражданских служащих в 2024 году. Эти значения были рассчитаны на основе стандартных нормативов затрат на государственные услуги, связанные с дополнительными профессиональными программами обучения, включая программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Также в расчете учитывались корректирующие коэффициенты, зависящие от отрасли и территории.

Эти итоговые значения необходимо использовать при закупках образовательных услуг для государственных и муниципальных нужд. Они также определяют начальную (максимальную) цену контракта на оказание услуг по профессиональной переподготовке или повышению квалификации гражданских служащих в 2024 году. При этом важно учитывать, в каком субъекте Российской Федерации будет оказываться образовательная услуга.

Письмо Минфина России от 01.11.2023 № 03-08-13/104225

Министерство финансов России в своем письме от 1 ноября 2023 года (№ 03-08-13/104225) дало разъяснения по применению Приказа от 5 июня 2023 года (№ 86н), который обновил перечень офшорных зон. В частности, указывается, что с 1 января 2024 года начнут действовать новые положения Приказа, расширяющие перечень офшорных зон.

Эти офшорные зоны включают государства и территории, которые ранее не были включены в первоначальный перечень, утвержденный приказом Минфина России от 13 ноября 2007 года (№ 108н). Основное внимание уделяется государствам и территориям, предоставляющим льготный налоговый режим и не требующим раскрытия информации при проведении финансовых операций. Эти изменения важны для того, чтобы регулировать финансовые операции с участием офшорных зон и обеспечивать прозрачность таких операций.

Письмо Минфина России от 13.12.2023 № 02-12-09/120895

Министерство финансов России в своем письме от 13 декабря 2023 года (№ 02-12-09/120895) предоставило разъяснения касательно новых единых правил предоставления субсидий (грантов) производителям товаров, работ и услуг, которые вступают в силу с 1 января 2024 года. Эти правила установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2023 года № 1780 и базируются на пунктах 1 и 7 статьи 78, а также пунктах 2 и 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ.

Единые правила устанавливают общие условия и порядок, по которым будут предоставляться субсидии. Они также определяют требования к содержанию, процессу формирования и согласования решений главными распорядителями средств федерального бюджета.

В письме освещены особенности переходного периода к новым правилам, порядок формирования и согласования соответствующих решений, а также требования к определению результатов предоставления субсидий. Эти разъяснения важны для обеспечения плавного перехода к новой системе предоставления субсидий и для уточнения требований, которые необходимо соблюдать при их получении.

Письмо Минфина России от 15.12.2023 № 02-12-10/121403

Министерство финансов России в своем письме от 15 декабря 2023 года (№ 02-12-10/121403) предоставило разъяснения о порядке предоставления субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Эти разъяснения касаются применения Единых правил и Общих требований, установленных постановлениями Правительства РФ от 25 октября 2023 года № 1780 и № 1782 соответственно.

Единые правила и Общие требования основаны на положениях статей 78 и 78.1 Бюджетного кодекса РФ, которые были изменены Федеральным законом от 19 декабря 2022 года № 521-ФЗ. Согласно этим положениям, субсидии могут предоставляться двумя способами:

  1. В соответствии с Едиными правилами: Этот подход используется в случаях, установленных законом субъекта РФ или муниципальным правовым актом, и решениями органов власти, осуществляющих полномочия главного распорядителя средств бюджета (ГРБС, Решение).
  2. В соответствии с нормативно-правовыми актами (НПА) субъектов РФ или муниципальными правовыми актами: Эти акты устанавливают правила предоставления субсидий и принимаются уполномоченными органами власти.

В письме также содержатся рекомендации по применению этих подходов, включая необходимость актуализации и соблюдение сроков принятия соответствующих нормативных актов и решений. Это обеспечивает эффективное и законное использование бюджетных средств в рамках предоставления субсидий.

Письмо Минфина России от 15.12.2023 № 02-12-10/121403

Минфином подготовлены разъяснения о предоставлении субсидий из бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов) в соответствии с Едиными правилами или Общими требованиями

Минфина России от 15.12.2023 N 02-12-10/121403 статьями 78 и 78.1 Бюджетного кодекса РФ в редакции Федерального закона от 19.12.2022 N 521-ФЗ>Единые правила предусмотрены постановлением Правительства РФ от 25 октября 2023 г. N 1780, общие требования к правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, - постановлением Правительства РФ от 25 октября 2023 г. N 1782.

Допустимые подходы к порядку предоставления субсидий из бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов) определены положениями статей 78 и 78.1 БК РФ:в соответствии с Едиными правилами - в случаях, установленных законом субъекта РФ (муниципальным правовым актом), и принимаемыми в соответствии с ними решениями органов власти, осуществляющих полномочия главного распорядителя средств бюджета (ГРБС, Решение);в соответствии с НПА субъектов РФ (муниципальными правовыми актами) или актами уполномоченных органов власти, устанавливающими правила предоставления субсидий.В письме приведены рекомендации по применению соответствующих подходов при предоставлении субсидий, в том числе сообщается о необходимости актуализации и сроках принятия нормативных актов и соответствующих решений.

Письмо ФНС России от 09.01.2024 № СД-4-3/1@

Федеральная налоговая служба России информирует в своем письме от 9 января 2024 года (№ СД-4-3/1@) об установлении единой минимальной цены на табачную продукцию. Для периода с 1 января 2024 года по 31 декабря 2024 года эта минимальная цена составляет 129 рублей.

Единая минимальная цена табачной продукции – это минимально возможная цена, ниже которой нельзя устанавливать максимальные розничные цены на табачную продукцию. Определение и установление таких цен регулируется в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Дополнительная информация об этом решении доступна на официальном сайте Министерства сельского хозяйства России, где размещена соответствующая документация.

Письмо ФНС России от 13.11.2023 № СД-4-3/14330@

Федеральная налоговая служба России в своем письме от 13 ноября 2023 года (№ СД-4-3/14330@) предоставила рекомендуемую форму сообщения об отсутствии кодов товаров табачных изделий в Государственной информационной системе маркировки товаров (ГИС МТ). Эта форма применяется для случаев, когда коды товаров, указанные в Уведомлении о максимальных розничных ценах на табачные изделия, производимые на территории Российской Федерации, отсутствуют в системе.

Рекомендуется использовать эту форму сообщения начиная с 1 января 2024 года. В ней должны быть указаны коды товаров табачных изделий, которые приведены в строке 020 Уведомления, но не зарегистрированы в подсистеме национального каталога маркированных товаров РФ. Данный национальный каталог регулируется Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 2019 года № 224.

Таким образом, эта форма сообщения обеспечивает должное уведомление о несоответствиях между Уведомлением о максимальных розничных ценах и данными в ГИС МТ, что важно для правильного контроля и регулирования рынка табачных изделий.

Письмо ФНС России от 14.11.2023 № ШЮ-4-13/14369@

Федеральная налоговая служба России в своем письме от 14 ноября 2023 года (№ ШЮ-4-13/14369@) разъяснила вопросы, касающиеся налоговых расчетов в отношении доходов, выплаченных иностранным организациям. Важным моментом является то, что если выплата в пользу иностранной организации произведена в первом отчетном периоде года, обязанность по представлению налоговых расчетов сохраняется до конца этого года.

Налоговый расчет заполняется нарастающим итогом и должен представляться в течение всего налогового периода. В расчете должны быть отражены все виды доходов, как облагаемые, так и необлагаемые налогом, включая те, которые осуществлены в неденежной форме.

Также ФНС дала разъяснения по заполнению новой формы налогового расчета. В форме учтены изменения, связанные с пересчетом суммы налога из иностранной валюты в рубли на дату выплаты дохода, а также конкретизирован перечень кодов доходов, применяемых при заполнении расчета за 2023 год. Кроме того, в письме сообщаются изменения, касающиеся представления уточненного расчета.

ФНС напоминает, что с 1 января 2024 года дополнительным основанием для приостановления операций по банковским счетам станет непредставление налогового расчета. Непредставление этого расчета также повлечет за собой ответственность в виде штрафа.

Информационное письмо Минфина России от 29.12.2023 № 24-01-10/128563

Минфин России в своем информационном письме от 29 декабря 2023 года (N 24-01-10/128563) разъясняет новые правила о закупках у единственного поставщика. С 25 декабря 2023 года, органы власти регионов и местные власти не могут проводить закупки у единственного поставщика, за исключением случаев, определенных высшим исполнительным органом региона. Это изменение внесено в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ.

Однако, органы власти имеют право на закупки у единственного поставщика в целях обеспечения государственных нужд в регионах, где введено военное положение. Это положение предназначено для упрощения процесса закупок в условиях военного положения.

Информационное сообщение Минсельхоза России от 29.11.2023 № МА-21-27/28744

Минсельхоз России объявил о новой минимальной цене на табачную продукцию. С 1 января по 31 декабря 2024 года она составит 129 рублей за единицу продукции. Это решение основано на расчете, учитывающем минимальную ставку акциза на потребительскую упаковку табачной продукции, установленную Налоговым кодексом РФ с начала 2024 года, ставку налога на добавленную стоимость и применяемый повышающий коэффициент.

1 января 2024 вступают в силу другие документы:

  1. Федеральные законы;
  2. Постановления правительства;
  3. Распоряжения правительства;
  4. Документы ЦБР;
  5. Ведомственные приказы;
  6. Разные документы (в т.ч. и указы президента).