Субъектов МСП не будут штрафовать за первое нарушение, независимо от его тяжести

Обязательное вынесение предупреждения за первое нарушение, совершенное субъектом малого и среднего бизнеса или социально ориентированной НКО, пропишут в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях. 

Содержание

Что случилось?

Минэкономразвития России опубликовало на едином портале для размещения проектов нормативно-правовых актов законопроект о внесении поправок в КоАП РФ о совершенствовании назначения административного наказания субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП) и социально ориентированным некоммерческим организациям (НКО).

Авторы инициативы предлагают в целях защиты субъектов МСП:

  • реализовать в КоАП РФ принцип замены административного штрафа предупреждением, если административное правонарушение совершено впервые, для некоммерческих организаций и субъектов МСП;
  • дифференцировать размеры административного наказания в зависимости от масштаба бизнеса субъектов предпринимательской деятельности (в том числе в зависимости от категории субъекта МСП);
  • урегулировать принципы и основания одновременного привлечения к административной ответственности юридических лиц и их работников;
  • усовершенствовать порядок назначения привлекаемому к административной ответственности лицу наказания при совершении им ряда тождественных административных правонарушений, охватываемых одним составом, предусмотренным статьей или отдельной нормой статьи общей части КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.
Подробнее: как составить ходатайство об уменьшении штрафа в налоговую инспекцию

Предупреждение вместо штрафа

Авторы инициативы отмечают, что в действующей редакции КоАП РФ отсутствует возможность назначения в безусловном порядке для НКО и субъектов МСП предупреждения в качестве единственно допускаемого административного наказания за первое совершенное административное правонарушение, не связанное с причинением вреда (возникновением угрозы причинения вреда) жизни и здоровью людей, а также окружающей среде, с имущественным ущербом. Поправками предусмотрено, что нормами особенной части КоАП РФ должна быть установлена санкция в виде предупреждения даже в случаях, когда ч. 3 статьи 3.4 КоАП РФ или закона субъекта РФ не предусмотрено назначение административного наказания в виде предупреждения.

В пояснительной записке к законопроекту указано:

Предлагается установить, что за административное правонарушение, в виде санкции за совершение которого нормами особенной части КоАП РФ предусмотрено административное наказание в виде штрафа, совершенное впервые (и, как показывает практика, чаще всего по незнанию), некоммерческим организациям и субъектам МСП как наименее экономически защищенным субъектам должно назначаться только предупреждение как превентивная мера, мотивирующая правонарушителя не «оплачивать» свое нарушение, а в следующий раз не допускать его под угрозой неотвратимости более строгой и экономически обременительной санкции.

Административный штраф предлагают заменять предупреждением в соответствии с правилами статьи 4.11 КоАП РФ.

Уменьшение размера штрафа

Еще одна поправка направлена на уменьшение размера административного штрафа для НКО и субъектов МСП, относящихся к категориям микро- и малых предприятий, за счет распространения на них правил КоАП РФ о назначении административного наказания в виде административного штрафа индивидуальным предпринимателям. Должны применяться критерии доходности осуществляемой предпринимательской деятельности и от масштаба ведения бизнеса (в том числе численности работников) по отношению к юрлицам, которые являются микро- и малыми предприятиями в соответствии с принципами, изложенными в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ.

В статье 4.12 КоАП РФ ограничат размер подлежащего уплате юридическими лицами административного штрафа, предусмотренного санкциями соответствующих статей (частей статей) раздела II КоАП РФ, размером административного штрафа, который установлен в таких санкциях для ИП, или размером штрафа, который не может составлять более ½ максимального размера и менее ½ минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридического лица.

Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

В 1998 году закончила КГАУ, экономический факультет по специальности бухгалтер. В 2006 году ТНУ, юридический факультет по специальности гражданское и предпринимательское право. Опыт работы бухгалтером с 1998 по 2007 год. Пишу статьи с 2012 года