ЦИК запретил избиркомам рассказывать, что кандидаты имели судимости
Информирование избирателей о снятой и погашенной судимости кандидатов неправомерно. Об этом говорится в письме зампредседателя Центризбиркома Леонида Ивлева в ответ на обращение председателя Избирательной комиссии Бурятии Дмитрия Ивайловского. Ивлев отметил, что погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью. В результате лицо, привлекавшееся к уголовной ответственности, считается несудимым.
ЦИК РФ запретил сообщать гражданам, что кандидаты в депутаты когда-то привлекались к уголовной или административной ответственности. Подобные действия избиркомов противоречат закону, считают в руководстве комиссии. Погашение или снятие судимости аннулирует все связанные с ней правовые последствия. В результате лицо, ранее привлекавшееся к уголовной ответственности, считается несудимым. Об этом говорится в ответе зампредседателя Центризбиркома Леонида Ивлева на обращение главы Избирательной комиссии Бурятии Дмитрия Ивайловского. Его интересовала правомерность информирования избирателей о снятой и погашенной судимости кандидатов.
Ивайловский полагал, что объем размещаемых в помещении для голосования биографических данных кандидатов комиссия определяет самостоятельно. В ЦИКе с этим не согласились и указали, что этот объем должен быть основан на законе. Имеется в виду закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Согласно этому документу, избирательные комиссии распространяют достоверные и объективные сведения о кандидатах в пределах сведений, представленных при их выдвижении, и не менее сведений, внесенных в бюллетень. Данные об имевшейся, но снятой или погашенной судимости к таковым не относятся, отмечает Ивлев. При выдвижении кандидат представляет в избирательную комиссию сведения о неснятой и непогашенной судимости. Если она есть, в бюллетене должны указываться сведения о судимостях.
В соответствии со статьей 86 УК РФ, погашение или снятие судимости аннулирует все связанные с ней правовые последствия. В результате лицо, ранее привлекавшееся к уголовной ответственности, считается несудимым. На основании статьи 4.6 КоАП РФ лицо считается подвергнутым административному наказанию в течение года со дня окончания исполнения постановления о назначении наказания.
"Опубликование избирательными комиссиями данных о привлечении кандидатов к уголовной или административной ответственности в прошлом приведет к нарушению равенства кандидатов в ходе выборов и может быть истолковано как участие избирательной комиссии в предвыборной агитации, что запрещено", - подчеркивает зампредседателя ЦИК РФ.
Напомним, в законе об основных гарантиях избирательных прав под сведениями о судимостях кандидата понимаются "сведения о неснятых и непогашенных судимостях с указанием номера (номеров) и наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат..."
Погашению и снятию судимости посвящена статья 86 УК РФ:
Судимость погашается:
- в отношении лиц, условно осужденных, - по истечении испытательного срока;
- в отношении лиц, осужденных к более мягким видам наказаний, чем лишение свободы, - по истечении одного года после отбытия или исполнения наказания;
- в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, - по истечении трех лет после отбытия наказания;
- в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, - по истечении шести лет после отбытия наказания;
- в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, - по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно, то по его ходатайству суд может снять с него судимость до истечения срока её погашения.
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
Статья 4.6 КОАП РФ. Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию