Роспотребнадзор обнародовал поступившие жалобы на коллекторские агентства
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека представила доказательства противоправных, с ее точки зрения, действий коллекторов. Опубликован ряд обращений граждан по этому поводу. Материалы позволяют получить представление о широком арсенале угроз и прочих действий, применяемых коллекторами для выбивания долгов. Так, четырехкратную сумму долга пытаются взыскать с матери тяжелобольной девочки.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека представила доказательства противоправных, с ее точки зрения, действий коллекторов. Опубликован ряд обращений граждан в службу по этому поводу. В целях безопасности и неприкосновенности частной жизни заявителей из текстов убрана персональная информация. Материалы позволяют получить представление о широком арсенале угроз и прочих действий, применяемых коллекторами для выбивания долгов. Так, четырехкратную сумму долга пытаются взыскать с матери тяжелобольной девочки.
Публикация стала продолжением обострившегося конфликта надзорного ведомства и банковского сообщества. Роспотребнадзор в ряде публикаций подчеркивал, что правовые основы "взыскания просроченной задолженности" в российском законодательстве отсутствуют. Это вызвало недовольство банкиров и коллекторов. Последние пригласили Геннадия Онищенко на встречу, пишет сайт ведомства:
…поступило письмо А.В. Морозова, президента "Национальной Ассоциации Профессиональных Коллекторских Агентств", в котором в весьма свободной манере, свойственной скорее разговорному, нежели официально-деловому стилю общения, Руководителю Роспотребнадзора Г.Г. Онищенко предлагается "выкроить время для прояснения позиций по вопросу, вызвавшему резонанс в обществе".
...озабоченность Роспотребнадзора вызывает тот факт, что президент названной организации "главным образом переживает за то, что недобросовестные неплательщики не почувствовали, что есть лазейка для уклонения от неотвратимого выполнения взятых на себя обязательств", совершенно не заботясь о незаконности уступки права требования по кредитному договору, а также о том, что, в конечном итоге, при наличии спора о праве правомерность действий каждой из сторон кредитного договора может установить только суд.
В противном случае, нарушается важнейший принцип добросовестности гражданских правоотношений, установленный статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации...
В ряде случаев коллекторы прибегают к прямо не предусмотренным законодательством процессуальным действиям, свойственным скорее государственным органам в ходе реализации публичных функций, таких, как например, "осмотр помещения должника"... Поступающие в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека обращения свидетельствуют о вопиющих фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина, установленных не только гражданским законодательством, но и Конституцией Российской Федерации, которые допускают "коллекторские" структуры.
...через "коллекторские" структуры предпринимаются попытки взыскать 400 000 рублей с безработной матери больной нейросенсорной тугоухостью IV степени девочки. При том, что полученная по кредитному договору сумма составляла всего 100 000 рублей, женщине под угрозой лишения родительских прав предлагается продать квартиру для погашения долга.
Очевидное нежелание обращаться в судебные органы вызывает разумные подозрения в том, что подобные действия направлены на намеренное затягивание правового решения возникшего спора по кредитному договору с целью увеличения штрафных санкций должника. Более того, в ряде случаев, "коллекторские" агентства прямо требуют погашения необоснованных дополнительных затрат в сумме, многократно превышающей сумму долга...
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека продолжает предпринимать все меры для обеспечения прав граждан Российской Федерации в рассматриваемой области...
На сайте ведомства приводятся тексты ряда обращений граждан, пострадавших от действий коллекторов.
Роспотребнадзор ранее подчеркивал, что уступка требования банком коллектору противоречит законодательству:
Так называемые "коллекторские агентства", не будучи субъектами банковской деятельности, соответственно ни при каких обстоятельствах в данном случае не могут заменить банк в качестве нового кредитора...
...по общему правилу, регламентированному положениями п. 2 ст. 385 ГК РФ "кредитор, уступивший требование другому лицу, обязан передать ему документы, удостоверяющие право требования, и сообщить сведения, имеющие значение для осуществления требования". Между тем, банк, исходя из нормы, закрепленной в ст. 26 "Банковская тайна" Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 "О банках и банковской деятельности", обязан гарантировать "тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов", что делает невозможным соответствующую уступку права требования...
Ассоциация российских банков имеет другое мнение по данному вопросу. В Письме АРБ от 07.07.2010 N А-01/1Е-516 отмечается, что права заемщика как потребителя никоим образом не нарушаются, поскольку по всем иным обязательствам "поставщик услуг" остается прежним и претензии по этим услугам могут предъявляться первоначальному кредитору - банку. Ассоциация также приводит в письме ряд ссылок на правовые акты в подтверждение своей позиции.