385

Глава Конституционного Суда не увидел нарушения принципа равенства граждан перед законом

Руководитель КС РФ Валерий Зорькин ответил на обращение Президиума Совета судей РФ. В документе говорилось, что особый порядок проверки судебных решений по "резонансным" делам противоречит принципу равенства граждан перед законом и судом. Глава Конституционного Суда противоречий не увидел. Он подчеркнул, что общественный экспертно-правовой анализ не может иметь прямых юридических последствий.

Председатель Конституционного Суда РФ ответил на обращение Президиума Совета судей. В документе речь шла о предложенном особом порядке проверки судебных решений по "резонансным" делам. Судьи посчитали, что такой подход противоречит принципу равенства граждан перед законом и судом. Глава Конституционного Суда противоречий не увидел. Он подчеркнул, что общественный экспертно-правовой анализ не может иметь прямых юридических последствий.

Валерий Зорькин попросил считать свой ответ личным развернутым письмом. Ничем другим он являться не может по юридическим причинам, заметил специалист. В послании, опубликованном на сайте КС РФ, в частности, говорится:

...общественная реакция как на судебные решения по конкретным делам, так и на сложившуюся практику по отдельным категориям дел, не может быть ограничена с точки зрения возможности анализа таких дел и их оценки, в том числе высказанной публично.

...недопустимость воздействия на судей с помощью административных методов не означает невозможности общественной реакции на деятельность судебной системы – в виде обсуждения, анализа и оценки как решений по отдельным делам, так и целых направлений судебной деятельности... В особенности это касается тех громких, резонансных дел, где затрагиваются наиболее важные и в то же время наиболее уязвимые права человека – право на жизнь, право на личную свободу и физическую неприкосновенность.

Однако вступление решения в законную силу не означает невозможности его обсуждения и оценки, поскольку не исключает возможности судебной ошибки. Следовательно, общество в лице составляющих его различных социальных групп всегда остается вправе обсуждать судебные решения... Для судебной системы оценка ее деятельности в общественном мнении, выраженная в формах дискуссий, публикаций, экспертных оценок и т.п., должна являться важным показателем уровня доверия и авторитета судебной власти в обществе...

Ясно и то, что никакой Совет при Президенте, решения которого носят рекомендательный характер, не обладает формально значимой компетенцией для оценки судебных актов. Совет может оценивать деятельность судов лишь в рамках общественного контроля над правосудием... Совет по развитию гражданского общества и правам человека вправе отбирать и рассматривать те дела, которые, по его мнению, получили наибольший резонанс в обществе, привлекая к ним внимание Президента. Подобная деятельность не может трактоваться как особый порядок проверки судебных решений, нарушающий принцип равенства перед законом и судом.

Кстати, и члены Совета по развитию гражданского общества и правам человека при презентации своего предложения, как представляется, недвусмысленно указали, что "экспертно-правовой анализ таких процессов (по резонансным делам) не может иметь прямых юридических последствий". И как следует из их заявлений, речь в данном случае не идет о делах, по которым еще не принято окончательное судебное решение. И пока что, как мы видим, никто такую экспертизу по незавершенным делам проводить не собирается.

Кроме того, в силу фундаментального принципа независимости суда диалог судебной власти с обществом может осуществляться только добровольно. Судьи не могут быть принуждены давать комментарии своих решений и своей деятельности в целом.

...Президент как глава государства имеет законное и неотъемлемое право формировать любые группы экспертов для того, чтобы выработать свое суждение по тому или иному вопросу...

Ранее Президиум Совета судей Российской Федерации в обращении к председателю Конституционного Суда подчеркнул:

В соответствии со ст. 118 Конституции Российской Федерации и ст. 1 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" никакие иные органы, кроме судебных, не являются компетентными для оценки законности судебного акта, включая правильное применение материального и процессуального закона. Иное означало бы незаконное вмешательство в отправление судом правосудия, допускало бы оценку законности судебного акта и проверку его, по существу, некомпетентным органом.

Аналогичная позиция неоднократно высказывалась Конституционным Судом Российской Федерации (постановления от 28 февраля 2008 года № 3-П, от 25 января 2001 года № 1-П).

Предложение ввести особый порядок проверки судебных решений по отдельным, так называемым "резонансным" делам, противоречит принципу равенства граждан перед законом и судом, провозглашенным в статье 19 Конституции Российской Федерации.

Согласно статье 120 (часть 1) Конституции Российской Федерации судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону. В силу этого конституционного положения какое бы то ни было вмешательство в деятельность судов при отправлении ими правосудия, в том числе со стороны гражданского сообщества или отдельных лиц, является недопустимым.

Напомним, согласно статьям 79 и 80 Закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде", решение Конституционного Суда окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. В данном случае речь не идет о решении (постановлении, определении и т.п.) КС РФ как такового, а лишь о мнении председателя этого судебного органа.