Производитель модуля для ЭКЛЗ наказан за завышение цен
Федеральная антимонопольная служба признала производителя электронных модулей для ЭКЛЗ нарушителем закона "О защите конкуренции". Стоимость продукции могла бы быть ниже, будь у компании реальные конкуренты.
Федеральная антимонопольная служба признала ООО "Безант" нарушившим часть 1 статью 10 Федерального закона "О защите конкуренции". Комиссия ФАС России выяснила, что фирма занимает доминирующее положение на рынке электронной контрольной ленты защищенной (ЭКЛЗ). Производитель включен в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35% с долей более 50%. По результатам экспертизы выяснилось, что себестоимость выпуска электронного модуля значительно меньше суммы, за которую он приобретается у смежников.
ФАС России отмечает, что взаимодействие с иными поставщиками и развитие конкуренции позволило бы значительно снизить издержки и привело бы к снижению стоимости ЭКЛЗ для конечного потребителя. Однако компания не предпринимает никаких действий для расширения числа поставщиков.
ФАС России возбудила дело в апреле 2010 года по результатам рассмотрения заявления ООО "Корес".
ООО "Корес" безуспешно пытается заключить с ООО "Безант" договор на поставку комплектующих изделий (электронных модулей) для ЭКЛЗ. При этом стоимость предлагаемых ООО "Корес" к поставке изделий значительно ниже, чем отпускная цена аналогичных изделий, закупаемых ООО "Безант".
Основным комплектующим изделием (более 90% конечной стоимости) при производстве ЭКЛЗ является электронный модуль, который ООО "Безант" закупает у двух российских хозяйствующих субъектов - ООО "Юнитек" (г. Москва) и ООО "Технотранссервис инжиниринг" (г. Москва), которые, в свою очередь, закупают их за рубежом.
ООО "Корес", изучив техническое устройство ЭКЛЗ, посчитало возможным организовать производство электронных модулей и предложило их к поставке ООО "Безант" по более низким ценам.
Исследовав рынок ЭКЛЗ, ФАС России пришла к выводу о том, что рынок ЭКЛЗ является высококонцентрированным с неразвитой конкурентной средой. Так, в 2009 году на рынок ЭКЛЗ вышло ЗАО "Научные приборы" (Санкт-Петербург) с аналогичным изделием (ЭКЛЗ НП). Вместе с тем, к настоящему моменту доля хозяйствующего субъекта в общем объеме производства и реализации ЭКЛЗ незначительна. В этой связи ЗАО "Научные приборы" не может составить ООО "Безант" реальную конкуренцию на соответствующем товарном рынке. Иных производителей и поставщиков ЭКЛЗ или взаимозаменяемых изделий ФАС России не установила.
"На конкурентном рынке у хозяйствующих субъектов достаточно стимулов к оптимизации процесса производства и минимизации издержек... В случае с рынком ЭКЛЗ таких стимулов у ООО "Безант" нет, так как нет конкуренции. При этом все бремя высоких издержек производства товара ложится на потребителей, то есть на пользователей кассовых аппаратов, и на сегодняшний день это бремя является одним из самых высоких в мире...", - комментирует начальник управления ФАС России Максим Овчинников.
Злоупотребление доминирующим положением наказывается штрафом. Он составляет от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги) за предшествующий год. Это прописано в статье 14.31 КоАП РФ. Недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем неоднократного злоупотребления доминирующим положением карается по статье 178 УК РФ. За подобные преступления предусмотрено лишение свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью от одного года до трех лет либо без такового.
Добавим, что порядок применения ЭКЛЗ в контрольно-кассовых машинах утвержден решением Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам (Протокол от 25 июня 2002 г. N 4/69-2002) .
"О защите конкуренции"
Статья 14.31 КОАП РФ. Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке
Статья 178 УК РФ. Ограничение конкуренции
решением Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам (Протокол от 25 июня 2002 г. N 4/69-2002)