385

Минздрав спросил у россиян, как исправить пенсионную систему

Минздравсоцразвития опубликовал доклад о перспективах развития пенсионной системы и открыл приём комментариев. Чиновники уверяют, что готовых решений нет, никто не предлагает повысить пенсионный возраст, прекратить выплату пенсий работающим или отменить накопительную часть пенсии.

Минздравсоцразвития [X=http://www.minzdravsoc.ru/pensions/razvitie/102;T=предложило] всем россиянам принять участие в обсуждении итогов пенсионной реформы и перспектив пенсионной системы. На сайте министерства опубликован доклад по этим вопросам и открыта форма для комментариев. Чиновники уверяют, что все соображения, замечания и предложения, будут самым внимательным образом изучены специалистами и учтены при разработке Программы долгосрочного развития пенсионной системы РФ.

В ближайшие месяцы намечено провести целую серию консультаций, "круглых столов" и конференций с социальными партнерами (организациями, представляющими интересы различных групп работодателей, и профессиональными союзами), с основными институтами гражданского общества (политические партии, Трехсторонняя комиссия по урегулированию социально-трудовых отношений, Общественная палата, саморегулируемые организации, Союз пенсионеров России и др.) и с ведущими представителями экспертного сообщества.

Ведомство особо подчеркивает: никто не предлагает повысить пенсионный возраст, прекратить выплату пенсий работающим пенсионерам или отменить накопительную часть пенсии.

Вопросы, по которым в Миндраве хотят узнать мнение населения, собраны в несколько основных блоков:

1. ДОХОДЫ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ:

  • оптимальная величина тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;
  • оптимальная величина облагаемой страховыми взносами базы (то есть предельный размер заработка, с которого уплачиваются страховые взносы);
  • кто должен уплачивать страховые взносы: только работодатель, как сейчас, либо паритетно работодатель и работник из своего заработка, например, на накопительную часть своей пенсии;
  • все ли работающие и служащие лица должны подлежать обязательному пенсионному страхованию на равных основаниях (сейчас служащие "силовых" ведомств этой системой не охвачены, а отдельные категории самозанятых застрахованных лиц, например адвокаты и нотариусы, платят взносы за себя в меньшем размере, чем работодатели за своих работников).

2. ДЕФИЦИТ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ: чем его покрывать?

  • увеличением тарифа страховых взносов с работодателя;
  • введением страхового взноса из заработка работника;
  • закрепления за пенсионной системой иного, помимо страховых взносов, доходного источника (какие здесь возможны варианты?).

3. ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

  • пенсионный возраст (не повышать, повышать – когда и на сколько, должен ли быть одинаковым пенсионный возраста для мужчин и женщин);
  • методология коэффициент замещения, величина коэффициента замещения (сколько пенсия составляет от прежнего заработка);
  • пенсионная формула (порядок расчета размера пенсии);
  • индексация размера установленной пенсии (по росту цен, по росту прожиточного минимума пенсионера, по росту заработной платы, смешанная, возможные финансовые ограничения);
  • механизм осовременивания прошлых заработков для недопущения "старения" пенсий (это когда пенсии у вновь выходящих оказываются выше, чем у ранее ушедших, несмотря на одинаковую профессию и уровень квалификации);
  • доставка пенсии (на дом – платно или бесплатно, всем или лицам с ограниченными возможностями, только через банки и др.);
  • следует ли повысить роль страхового стажа при формировании права на пенсию и определении его размера и как это сделать, оптимальная продолжительность страхового стажа.

4. НАКОПИТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ:

  • сохранить в прежнем обязательном формате и объеме (6 п.п. от тарифа страховых взносов);
  • предоставить право самому работнику решать вопрос об участии в накопительном компоненте (то есть сделать его добровольным);
  • сократить размер части страхового взноса, идущей на накопительную часть пенсии, увеличив другую часть взноса, направляемую на страховую часть пенсии;
  • оставить в обязательной накопительной системе только работников с высоким уровнем дохода, а для остальных сделать это участие добровольным;

  • институциональные изменения (перевод в обязательное страхование жизни, собственность пенсионных накоплений, уточнение статуса негосударственных пенсионных фондов, включение в систему страховых компаний и др.);
  • гарантии прав граждан на пенсионные накопления (федеральный бюджет, специальное страхование, субсидиарная ответственность учредителей НПФ, кто покрывает убытки от управления пенсионными накоплениями, предельный размер административных издержек и др.);
  • совершенствование механизма инвестирования пенсионных накоплений.

5. ДОСРОЧНЫЕ ПЕНСИИ:

  • формирование профессиональных пенсионных систем за счет дополнительных взносов работодателей, имеющих рабочие места с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда;
  • перевод в систему страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • проведение аттестации рабочих мест.

Напомним, пенсионная сфера в РФ регулируется следующими законами:

  • "О трудовых пенсиях в Российской Федерации",
  • "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования",
  • "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации",
  • "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования",
  • "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации",
  • "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".

[X=http://www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/insurance/6;T=ТЕКСТ ДОКЛАДА И ФОРМА ДЛЯ КОММЕНТАРИЕВ]