385

Саморегулируемые организации и их возрождение в российском бизнес-сообществе

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 348631-3 "О САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ" (ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 14.10.2003) 19029

Какой руководитель региона не мечтает видеть порученную ему вотчину экономически успешной и социально благополучной? Инновационное развитие экономики, модернизация производства, устойчивый энергетический комплекс — все это входит в пакет так называемых национальных проектов России. Неоднократно с самых высоких трибун декларировался принцип региональных свобод, передача ряда полномочий от федерального центра к властям на местах. Любая политическая воля, направленная на развитие региона — движение поступательное, системное видение происходящих процессов, умение мыслить перспективно, видеть позитивный исторический опыт. Взаимовыгодное сотрудничество государства в лице региональной власти и частного бизнеса — одна из составляющих устойчивого развития местных экономик.

Сегодня российский рынок находится в ожидании принятия Государственной думой РФ закона о некоммерческих, саморегулируемых организациях (СРО) Имеющийся положительный опыт саморегулирования в сфере деятельности арбитражных управляющих дал повод внедрения саморегулирования в таких направлениях развития бизнеса, как аудиторская, оценочная, рекламная деятельность, туризм, строительство и другие. Сегодня идут дискуссии о необходимости принятия единого федерального закона о саморегулируемых организациях, которые снимут с государства и возложат на себя ответственность по стандартизации и нормированию отдельных сфер деятельности. Частный российский бизнес уже давно проявляет себя как субъект международной деятельности, и поэтому его взаимоотношения с государством очень быстро меняются и строятся по-новому.

И здесь очевидны два субъекта взаимоотношений. С одной стороны выступает государство, а с другой — бизнес. И они между собой неразрывно связаны: государство просто обязано создавать максимально благоприятные условия для процветания бизнеса, и установления внешнеэкономических отношений, что поможет зарубежным партнерам и инвесторам создать благоприятное мнение и положительный инвестиционный климат российскому бизнес-сообществу.

В истории Российского государства мы наблюдали существование организаций, аналогичных саморегулируемым, еще более 140 лет назад, в области адвокатуры. Также дальним родственником нынешних СРО является созданная в 1870 году Московская биржа, целью которой являлась защита интересов биржевого сообщества перед государством и общественностью.

На данном этапе развития российского бизнес-сообщества, возрождение саморегулирования создаст условия взаимовыгодного сотрудничества бизнеса и государства. Ведь саморегулируемые организации смогут на равных вести диалог с властью и отстаивать перед ним права и интересы своих членов.

СРО — это организации, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности по признаку единства отрасли или рынка производимых товаров и услуг, которые связаны, с одной стороны, с бизнесом, с другой — с выполнением публичных функций, требующих государственного контроля. СРО берут на себя обязательства внутри своей ассоциативно созданной группы предпринимательств отвечать за соблюдение ими определенных правил и стандартов, разрабатываемых самой СРО, прогрессирующих с течением времени, а так же за соблюдение законодательства РФ и норм профессиональной этики. Кроме того, СРО будут представлять интересы своих профессиональных управляющих в правительстве и СМИ. Можно сказать, что саморегулирование — это механизм передачи ответственности бизнесу.

Пока еще нет определенного ответа на вопрос: будут ли принципы функционирования СРО едиными для всех отраслей или же сформированы для каждой отрасли в отдельности. Если правительство все-таки остановится на втором варианте, то неоспоримой привилегией саморегулируемых организаций будет являться то, что они станут непосредственными участниками данного рынка, и будут знать его досконально, «изнутри» в отличие от государства, которое проводит регулирование извне, зачастую не вникая в технологические и технические тонкости предприятий и с большими издержками. СРО же, лоббируя интересы своих участников в тарифообразовании и техническом регулировании, берут на себя ответственность перед государством и обществом обеспечить достойную и честную конкуренцию в своей сфере рынка, полностью исключив возможность махинаций и выпуска недоброкачественных товаров и услуг всеми предприятиями, входящих в состав данной СРО. Отсюда и более высокие требования саморегулируемой организации к своим участникам.

Благоприятной почвой для развития саморегулируемых организаций может стать энергетическая отрасль. В РАО «ЕЭС России» предполагается разработка концепции саморегулирования в электроэнергетике. Реформирование электроэнергетики дало стимулы инвестиционной привлекательности, как в большой, так и в малой энергетике, развитию предпринимательства на региональном уровне. Созданы межрегиональные генерирующие (ТГК) и сетевые (МРСК) компании с подчинением последних Федеральной сетевой компании. Монополия АО-энерго разрушена, открыты возможности привлечения частных инвесторов и развития предпринимательской деятельности. И на этом фоне напрашивается решение создания региональных саморегулируемых организаций в электроэнергетике, как консолидирующего органа с набором различных функций, в том числе и переданных государством. Прежде всего речь идет о формировании тарифной политики в регионе и лоббировании интересов участников в исполнительных органах, участии в техническом регулировании, формирование

энергетических балансов, сертификации энергетического оборудования, обучение и аттестация персонала, создании третейского суда, страховании рисков и т.д. Одной из важнейших функций саморегулируемой организации может стать разработка мероприятий по благополучному прохождению осенне-зимнего максимума в регионе.

С расширением круга субъектов розничного рынка электрической и тепловой энергии задачей саморегулирующихся организаций становится создание добросовестной конкуренции. По данным Федеральной антимонопольной службы, в 2004 году было рассмотрено 1368 заявлений, связанных с нарушением антимонопольного законодательства в части злоупотребления хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением на рынках электрической и тепловой энергии.

Развитие саморегулирующихся организаций и передача части профильных отраслевых функций бизнес-сообществу — вопрос времени и конструктивной позиции со стороны Региональных энергетических комиссий, Федеральной службы по тарифам РФ, Федеральной антимонопольной службы РФ, должны задать нужную скорость на верном пути.

Никита Яхненко, Юлия Яковлева