Изменение Земельного кодекса РФ с 1 июля 2021 года
Новая редакция Земельного кодекса РФ вступила в силу 1 июля 2021 года. Законодатели изменили порядок государственного и муниципального земельного надзора.
Редакцию Земельного кодекса РФ с 01.07.2021 изменил Федеральный закон от 11.06.2021 № 170-ФЗ, вступивший в силу спустя 20 дней после официального опубликования. Его нормами уточняются отдельные положения, касающиеся государственного и муниципального земельного надзора.
Государственный надзор
Статья 7 ЗК РФ «Состав земель в Российской Федерации» определяет, что все земли в РФ по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
- земли сельскохозяйственного назначения;
- земли населенных пунктов;
- земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
- земли особо охраняемых территорий и объектов;
- земли лесного фонда;
- земли водного фонда;
- земли запаса.
В новой редакции статьи 9 ЗК РФ к полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений в том числе относится государственное управление в области осуществления мониторинга земель, федерального государственного земельного контроля (надзора), землеустройства.
Новой редакцией статьи 67 ЗК РФ «Государственный мониторинг земель» определено, что государственный мониторинг земель является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и представляет собой систему наблюдений, оценки и прогнозирования, направленных на получение достоверной информации о состоянии земель, об их количественных и качественных характеристиках, их использовании и о состоянии плодородия почв. Его объектами в том числе является обеспечение органов государственной власти информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель в целях реализации полномочий данных органов в области земельных отношений, включая реализацию полномочий по государственному земельному надзору.
В новой редакции статьи 71 ЗК РФ сказано, что предметом государственного земельного надзора являются:
- соблюдение юридическими лицами, ИП, гражданами, органами государственной власти и органами местного самоуправления обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством РФ предусмотрена административная ответственность;
- соблюдение обязательных требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти и органами местного самоуправления деятельности по распоряжению объектами земельных отношений, находящимися в государственной или муниципальной собственности.
Объектом государственного земельного надзора являются объекты земельных отношений, а также деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по распоряжению объектами земельных отношений, находящимися в государственной или муниципальной собственности.
Должностные лица органов государственного земельного надзора в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия выдают контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований с указанием срока их устранения.
Органы государственного земельного надзора в отдельных случаях уведомляют единый институт развития в жилищной сфере о фактах неустранения в установленный срок нарушений, указанных в предписании, совершенных в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и земельных участков, собственность на которые не разграничена.
Органы государственного земельного надзора проводят внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия на основании индикаторов риска нарушения обязательных требований.
Статьи 71.1–71.2 ЗК РФ утратили силу с 01.07.2021.
Муниципальный контроль
Статьей 72 ЗК РФ в новой редакции установлено, что предметом муниципального земельного контроля является соблюдение юридическими лицами, ИП, гражданами обязательных требований земельного законодательства в отношении объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность.
Муниципальный земельный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с положением, утверждаемым представительным органом муниципального образования.