Изменение Жилищного кодекса РФ с 1 июля 2021 года
Новая редакция Жилищного кодекса РФ вступила в силу 1 июля 2021 года. Законодатели регламентировали порядок осуществления государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов и изменили порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Редакцию Жилищного кодекса РФ с 01.07.2021 изменили три новых закона:
Уточнены положения, касающиеся государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов и предоставления услуг ЖКХ. Изменились правила предоставления субсидий и компенсации расходов на оплату жилья и услуг ЖКХ.
Государственный контроль в сфере ЖКХ
Статья 2 ЖК РФ «Обеспечение условий для осуществления права на жилище» в новой редакции предусматривает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище и осуществляют региональный государственный жилищный контроль (надзор) и муниципальный жилищный контроль.
Статьей 12 ЖК РФ в новой редакции к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений в том числе отнесено:
- утверждение общих требований к организации и осуществлению регионального государственного жилищного надзора;
- осуществление координации деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих региональный государственный жилищный надзор;
- утверждение положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее — деятельность по управлению многоквартирными домами).
В новой редакции статьи 20 ЖК РФ «Государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль и общественный жилищный контроль» сказано, что предметом государственного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда:
- к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме;
- к формированию фондов капитального ремонта;
- к созданию и деятельности юридических лиц, ИП, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах;
- к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;
- правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
- правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения;
- правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;
- требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов;
- требований к порядку размещения ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, информации в системе;
- требований к обеспечению доступности для инвалидов помещений в многоквартирных домах;
- требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования.
Установлено, что органы государственного жилищного надзора, органы муниципального контроля разрабатывают и утверждают индикаторы риска нарушения обязательных требований для проведения контрольных (надзорных) мероприятий при поступлении:
- обращений (заявлений) граждан и организаций;
- информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления;
- информации из средств массовой информации или интернета;
- данных из государственных информационных систем.
В такой информации сказано о возможных нарушениях обязательных требований. Типовые индикаторы риска нарушения обязательных требований устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. При осуществлении контроля (надзора) плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
В статье 123.2 ЖК РФ изменено государственное регулирование деятельности жилищно-строительного кооператива. В кодекс ввели новую статью 123.3 ЖК РФ «Региональный государственный контроль (надзор) за деятельностью жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома». Предметом регионального государственного контроля (надзора) за деятельностью ЖСК, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома, является соблюдение жилищно-строительным кооперативом обязательных требований, установленных:
- частью 3 статьи 110 ЖК РФ, за исключением последующего содержания многоквартирного дома;
- статьей 123.1 ЖК РФ.
Плата за жилье и услуги ЖКХ
В статье 153 ЖК РФ «Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги» установлено, что в Москве В субъекте устанавливаются особенности включения в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Предоставление субсидий и компенсаций расходов на оплату жилого помещения и услуг ЖКХ
В новой редакции статьи 159 ЖК РФ предусмотрено, что субсидии и компенсации не предоставляются гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем 3 последних года. Информацию о наличии у граждан такой задолженности орган исполнительной власти субъекта РФ или управомоченное им учреждение получает из ГИС ЖКХ.
Орган исполнительной власти субъекта РФ или управомоченное им учреждение самостоятельно запрашивает в порядке, установленном Правительством РФ, сведения, получение которых возможно в рамках межведомственного информационного взаимодействия и которые необходимы для принятия решения о предоставлении субсидий.
Статья 110 ЖК РФ. Жилищные и жилищно-строительные кооперативы
Статья 123.2 ЖК РФ. Государственное регулирование деятельности жилищно-строительного кооператива
Статья 153 ЖК РФ. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги
Статья 159 ЖК РФ. Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг
Статья 2 ЖК РФ. Обеспечение условий для осуществления права на жилище