Изменение Налогового кодекса РФ с 17 марта 2021 года
Новая редакция Налогового кодекса РФ вступает в силу 17.03.2021. Законодатели увеличили срок хранения налоговых документов, усилили контроль за ценами во внешнеторговых сделках и уточнили порядок обжалования актов и действий специалистов ФНС России. Налоговикам дали доступ к банковской тайне.
Редакцию Налогового кодекса РФ с 17.03.2021 изменил Федеральный закон от 17.02.2021 № 6-ФЗ, некоторые положения которого вступили в силу спустя один месяц после официального опубликования. Его нормами увеличен срок обязательного хранения документов в целях налогового учета с 4 до 5 лет, уточнен контроль за ценами и изменен порядок обжалования актов и действий (бездействия) налоговых органов. Установлен доступ органов ФНС России к банковской тайне.
Банковская тайна
Статья 86 НК РФ в новой редакции «Обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля» предписывает банкам выдавать налоговым органам имеющиеся в их распоряжении:
- копии паспортов лиц, имеющих право на получение (распоряжение) денежных средств, находящихся на счете клиента;
- копии доверенностей на получение (распоряжение) денежных средств, находящихся на счете;
- копии документов, определяющих отношения по открытию, ведению и закрытию счета (включая договор на открытие счета, заявление на открытие (закрытие) счета, договор на обслуживание с использованием системы «клиент-банк», документы и информацию, предоставляемые клиентом (его представителями) при открытии счета);
- копии карточек с образцами подписей и оттиска печати;
- информацию в электронной форме или на бумажном носителе о бенефициарных владельцах (включая информацию, полученную банком при идентификации бенефициарных собственников), выгодоприобретателях и представителях клиента.
Срок направления документов и информации — в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа. Налоговики вправе направить такой запрос на получение копий документов и информации.
Копии документов (информация), указанные в абзаце первом настоящего пункта, могут быть запрошены налоговыми органами:
- в отношении организации или ИП — в случаях проведения налоговой проверки в отношении этого лица, истребования у него документов (информации) в соответствии со статьей 93.1 НК РФ, вынесения в отношении этого лица решения о взыскании налога, вынесения решения о приостановлении операций по счетам и переводов его электронных денежных средств;
- в отношении физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, — в случаях проведения налоговой проверки в отношении этого лица либо истребования у него документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 НК РФ, но только с разрешения руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя ФНС России;
- в отношении любого лица (гражданина, ИП или юрлица) — по запросу уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами РФ.
Новой редакции статьи 93.1 НК РФ «Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов, плательщике страховых взносов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках» предусмотрено право должностного лица органа ФНС, проводящего налоговую проверку, истребовать у контрагента, у лица, которое осуществляет (осуществляло) ведение реестра владельцев ценных бумаг, или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), эти документы (информацию), в том числе связанные с ведением реестра владельца ценных бумаг.
В статью добавлен новый абзац следующего содержания:
Налоговыми органами могут быть запрошены документы (информация), связанные с ведением реестра владельцев ценных бумаг, у лица, которое осуществляет (осуществляло) ведение этого реестра, в соответствии с запросом уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами РФ.
Как не пропустить важные изменения
Следите за изменениями в работе с помощью КонсультантПлюс. Настройте индивидуальный профиль и получайте уведомления о новостях и поправках сразу, как они появляются. Инструкции в системе обновляются сразу после изменений и всегда актуальны. Попробуйте бесплатно 2 дня!
Срок хранения налоговых документов
Статья 23 НК РФ в новой редакции предписывает налогоплательщикам обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов в течение 5 лет (было 4 года). Аналогичная обязанность установлена статьей 24 НК РФ в новой редакции для налоговых агентов.
Нормами статьи 105.17 НК РФ в новой редакции предусмотрено, что налогоплательщик, обратившийся в ФНС России с заявлением о заключении соглашения о ценообразовании, обязан обеспечивать сохранность указанных документов в течение 6 лет.
Налогоплательщик, обратившийся в ФНС России с заявлением о заключении соглашения о ценообразовании в отношении внешнеторговой сделки, хотя бы одна сторона которой является налоговым резидентом иностранного государства, с которым заключен договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения, обязан обеспечивать сохранность документов в течение 10 лет.
Уведомление об участии в иностранных организациях
В статью 25.14 НК РФ «Уведомление об участии в иностранных организациях и уведомление о контролируемых иностранных компаниях. Порядок признания налогоплательщиков контролирующими лицами» добавлен новый абзац следующего содержания:
Для целей предоставления уведомления об участии в иностранных организациях в связи с изменением доли участия в иностранной организации применяется значение изменения доли участия в такой иностранной организации с точностью до двух знаков после запятой, при этом округление второго знака после запятой производится по правилам математического округления.
По теме: как заполнить уведомление об участии в иностранных компаниях
Контроль за ценами
Новой редакцией статьи 105.7 НК РФ «Общие положения о методах, используемых при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица» предусмотрено, что, в том числе, при рассмотрении заявлений о заключении соглашения о ценообразовании для целей налогообложения налоговые органы применяют следующие методы:
- метод сопоставимых рыночных цен;
- метод цены последующей реализации;
- затратный метод;
- метод сопоставимой рентабельности;
- метод распределения прибыли.
При необходимости применяется совокупность этих методов. Установлено, что при рассмотрении органом ФНС заявления о заключении соглашения о ценообразовании для целей налогообложения в отношении внешнеторговой сделки, где хотя бы одна сторона является налоговым резидентом иностранного государства, с которым заключен договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения, с участием налогового органа этого иностранного государства применение вышеуказанных методов осуществляется с учетом особенностей, установленных законодательством иностранного государства для аналогов указанных методов. Применять иностранные методы разрешается при условии сопоставимости результатов, полученных при применении в соответствующей сделке методов с результатами, полученными при применении иностранных методов. Результаты признаются сопоставимыми, если различия между ними отсутствуют либо не оказывают существенного влияния на налоговую базу и суммы налогов, указанных в пункте 4 статьи 105.3 НК РФ.
В новой редакции статьи 105.14 НК РФ скорректированы условия признания сделок контролируемыми (в том числе сделок в области внешней торговли, предметом которых являются товары, составляющие основные статьи экспорта, а также сделок между взаимозависимыми лицами с участием комиссионера (агента)). Теперь ими признаются, в том числе, сделки в области внешней торговли товарами, которые входят в состав одной или нескольких товарных групп, предусмотренных пунктом 5 статьи 105.14 НК РФ. Частью 3 статьи предусмотрено, что:
Сделки, предусмотренные пунктом 1 статьи 105.14 НК РФ, признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам с одним лицом (лицами) за соответствующий календарный год превышает 60 миллионов рублей.
Нормами статьи 105.17 НК РФ в новой редакции установлено, что налоговый орган не вправе принять решение о проведении проверки в отношении совершенной налогоплательщиком в календарном году контролируемой сделки, по которой налогоплательщик обратился в ИФНС с заявлением о заключении соглашения о ценообразовании для целей налогообложения за тот же календарный год в порядке, предусмотренном главой 14.6 НК РФ, в случае, если налоговым органом не принято ни одно из решений, предусмотренных пп 1 и 2 пункта 5 статьи 105.22 НК РФ.
Установлено, что:
В рамках проверки могут быть проверены контролируемые сделки, совершенные в период, не превышающий 3 календарных лет (а в случае, предусмотренном абз. 3 пункта 2 статьи 105.17 НК РФ, — в период, не превышающий 5 календарных лет), предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
Нормами статьи 105.20 НК РФ определено, что:
Соглашение о ценообразовании основывается на взаимном соглашении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и уполномоченного органа исполнительной власти иностранного государства, достигнутом по результатам проведенной с учетом положений главы 20.3 НК РФ взаимосогласительной процедуры, предусмотренной международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.
В новой редакции статьи 105.22 НК РФ обновлены требования к документам и срокам их предоставления для заключения соглашения о ценообразовании. Определено, что при принятии ИФНС решения о доработке доработанный проект соглашения о ценообразовании и документы предоставляются налогоплательщиком в срок не позднее 30 дней со дня получения налогоплательщиком такого решения. Расширен перечень оснований для принятия решения об отказе от заключения соглашения о ценообразовании.
Обжалование актов ФНС
Нормами новой редакции статьи 11.2 НК РФ предусмотрено, что личный кабинет налогоплательщика может быть использован также налоговыми органами и лицами, получившими доступ к личному кабинету налогоплательщика, для реализации ими прав и обязанностей, установленных федеральными законами.
В статье 139 НК РФ скорректирован порядок обжалования актов налоговых органов ненормативного характера и действия или бездействия их должностных лиц, а также порядок рассмотрения таких жалоб. Установлено, что вышестоящий налоговый орган оставляет жалобу без рассмотрения, если:
- ранее подана жалоба по тем же основаниям, за исключением случая, если после ее рассмотрения разрешен спор о том же предмете и по тем же основаниям в порядке, предусмотренном главой 20.3 НК РФ;
- до принятия решения по жалобе налоговый спор о том же предмете и по тем же основаниям был разрешен судом;
- жалоба не подписана лицом, подавшим жалобу, или его представителем либо не предоставлены оформленные в установленном порядке документы, подтверждающие полномочия представителя;
- до принятия решения по жалобе организация, подавшая жалобу, исключена из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа или ликвидирована либо получены сведения о смерти или об объявлении умершим физического лица, подавшего жалобу, и при этом спорное правоотношение не допускает правопреемства.
Налоговый орган, рассматривающий жалобу, принимает решение об оставлении жалобы без рассмотрения в течение 5 дней со дня получения жалобы или заявления об отзыве жалобы.
Новой редакцией статьи 140 НК РФ «Рассмотрение жалобы (апелляционной жалобы)» определено, что лицо поддавшее жалобу, вправе ходатайствовать о приостановлении рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) полностью или в части в целях предоставления дополнительных документов (информации), но не более чем на шесть месяцев. Такое ходатайство разрешено подавать до начала рассмотрения жалобы. По итогам рассмотрения ходатайства орган ФНС принимает одно из решений:
- о приостановлении рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) полностью или в части;
- об отказе в приостановлении рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы).
О принятом решении в течение 3 дней со дня его принятия сообщается лицу, подавшему жалобу (апелляционную жалобу). Рассмотрение жалобы (апелляционной жалобы) возможно с использованием видеоконференцсвязи.
Федеральный закон от 17.02.2021 N 6-ФЗ
Статья 105.14 НК РФ. Контролируемые сделки
Статья 105.20 НК РФ. Стороны соглашения о ценообразовании
Статья 105.22 НК РФ. Порядок заключения соглашения о ценообразовании
Статья 105.3 НК РФ. Общие положения о налогообложении в сделках между взаимозависимыми лицами
Статья 11.2 НК РФ. Личный кабинет налогоплательщика
Статья 139 НК РФ. Порядок и сроки подачи жалобы
Статья 140 НК РФ. Рассмотрение жалобы (апелляционной жалобы)
Статья 24 НК РФ. Налоговые агенты
Статья 86 НК РФ. Обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля