297

Правила проведения выемки предметов и документов

При проведении выездных налоговых проверок инспекторы вправе осуществлять различные мероприятия налогового контроля, предусмотренные положениями НК РФ. Одним из них является проведение выемки предметов и документов у налогоплательщика.

Содержание

Основные положения Налогового кодекса, касающиеся выемки предметов и документов

Выемка документов и предметов (ст. 94 НК РФ) производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. Такое постановление подлежит утверждению руководителем (его заместителем) налогового органа, вынесшего решение о проведении налоговой проверки.

Перед началом осуществления выемки налогоплательщик вправе требовать предъявления ему соответствующего постановления. А до начала проведения выемки должностное лицо налогового органа обязано разъяснить присутствующим их права и обязанности и предложить добровольно выдать соответствующие документы и предметы.

Когда выемка возможна

Налоговое законодательство предусматривает следующие ситуации, при которых проверяющие вправе провести выемку предметов и документов в рамках выездной налоговой проверки:

1. Когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены (пп. 3 п. 1 ст. 31 НК РФ; п. 14 ст. 89 НК РФ).

Существуют судебные решения, в которых указано, что без отражения в постановлении доказательств, свидетельствующих о возможном уничтожении, сокрытии или изменении налогоплательщиком документов, выемка незаконна (Постановление АС Центрального округа от 30.05.2018 по делу № А48-5582/2016). Однако для этого необходимо, чтобы фактически проверяемое лицо не противодействовало инспекторам при проведении проверки и изучении документов (Письмо ФНС России от 15.03.2012 № АС-4-2/4378).

2. В случае отказа или непредоставления документов по требованию в установленные сроки (п. 4 ст. 93 НК РФ).

3. Если для проведения мероприятий налогового контроля недостаточно копий документов проверяемого лица (п. 8 ст. 94 НК РФ).

Наиболее распространенный пример — необходимость проведения экспертизы документов, например, почерковедческой.

Когда выемку можно оспорить

Выемку можно оспорить в случаях:

  • если у проверяемого лица соответствующие документы не запрашивались путем направления требования;
  • если в постановлении о выемке не указано на необходимость проведения экспертизы;
  • если в нем отсутствует мотивированное обоснование опасения уничтожения документов, —

то есть правовые основания оспорить само проведение выемки.

Правила проведения выемки

При проведении выемки не допускается ее проведение:

Отсутствие двух понятых в комнате, где изымаются документы, является основанием для признания ее незаконной (Постановление АС Уральского округа от 08.05.2013 по делу № А76-16385/2012).

Кроме того:

  • не подлежат изъятию документы и предметы, не имеющие отношения к предмету налоговой проверки (п. 5 ст. 94 НК РФ);
  • при отказе лица, у которого производится выемка, вскрыть помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы, должностное лицо налогового органа вправе сделать это самостоятельно, избегая причинения не вызываемых необходимостью повреждений запоров, дверей и других предметов (п. 4 ст. 94 НК РФ).

Чем завершается процедура выемки

После проведения выемки:

  1. Должностное лицо налогового органа составляет протокол, где описываются документы и предметы, изъятые по итогам выемки (п. 6, 7 ст. 94 НК РФ). Отсутствие подробной описи изъятых документов, предметов является основанием для признания выемки незаконной (Постановление ФАС УО от 08.05.2013 по делу № А76-16385/2012, от 25.04.2011 по делу № А76-17130/2010-39-453).
  2. При изъятии оригиналов с них изготавливаются копии, заверяемые должностными лицами налогового органа, и передаются налогоплательщику. Если моментально изготовить копии невозможно, они передаются налогоплательщику в течение 5 дней после изъятия документов (п. 8 ст. 94 НК РФ).
  3. Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика (п. 9 ст. 94 НК РФ).

НК РФ не предусматривает обязанность налогового органа и не устанавливает порядок и конкретный срок возврата изъятых в ходе выездной налоговой проверки документов. Из системного анализа норм НК РФ можно сделать вывод о том, что поскольку процедура изъятия документов и предметов допустима только в случае проведения выездной налоговой проверки и направлена на получение документов, необходимых для ее проведения, то предполагается, что по завершении такой проверки изъятые у налогоплательщика документы должны быть возвращены налоговым органом (Постановление ФАС ДВО от 11.08.2011 по делу № А51-18231/2010).