659

Юридический аспект владения доменом: подводные камни для бизнеса

На кого записывать домен и какие права имеют учредители компании на домен? Практика показывает, что об этих вопросах часто начинают задумываться в случае ЧП, хотя для бизнеса, построенного вокруг интернета, вопрос с доменами является принципиальным.

Содержание

На кого оформляем?

Для регистратора домена, т.е. компании, которая фактически осуществляет все действия по регистрации/передаче/продлении/аннулировании домена, имеет значение исключительно воля текущего администратора домена. Им всегда является одно определенное лицо, сведения о котором внесены в Реестр доменных имен.

На практике встречаются все возможные варианты: домен может быть зарегистрирован на саму компанию, на генерального директора, на системного администратора или иного сотрудника и так далее, вплоть до третьих лиц. Например, если мы посмотрим на домен yandex.ru через сервис whois, то увидим, что его администратором является ООО «ЯНДЕКС».

В компаниях поменьше не всегда следуют таким формальностям, администратором может выступать генеральный директор или фактический владелец бизнеса, а иногда даже рядовой сотрудник.

Спор в суде

Допустим, по ряду причин возникла именно такая ситуация — фактические собственники бизнеса вступили в трудовой конфликт с сотрудником, на которого был зарегистрирован домен. Сотрудник в компании больше не работает, как получить право распоряжаться доменом?

Регистратор домена не вправе самостоятельно принимать решение об удовлетворении претензий третьих лиц на доменное имя (ст. 2.9 «Правил регистрации доменных имен в доменах .RU и .РФ»). Поэтому конфликты, не урегулированные их участниками самостоятельно, подлежат рассмотрению в суде.

Судебная практика по доменным спорам крайне богата и разнообразна. Но в качестве общего правила: единственным основанием для смены администратора домена является заявление его владельца, т.е. текущего администратора. Поэтому к выбору последнего необходимо относиться с максимальной ответственностью.

Получить право администрирования домена в судебном порядке (к примеру, отобрать его у уволенного сотрудника в пользу самой компании) удается крайне редко, но даже при положительном решении суда могут возникнуть проблемы с его фактическим исполнением.

На практике одним из немногих реальных способов разрешения таких конфликтов является оспаривание сделки, на основании которой произошла уступка прав на домен (примеры: Дело № А11-8327/2016 Арбитражного суда Владимирской области).

Иски более экзотического характера — к администраторам зарубежных доменов верхнего уровня, основанные на иных требованиях (таких, как данный ранее пример с иском к бывшему сотруднику-администратору), иски с требованиями передать домен другому администратору более редки, так как на практике даже после победы в суде зачастую также невозможно обеспечить фактическое исполнение судебного решения.

Существует процедура независимого международного арбитража для доменных споров (UDRP) и некоторые иные процедуры, но ввиду сложности и высокой стоимости участия на практике к ним прибегают довольно редко.

Товарный знак в домене

Распространенным исключением из указанного выше общего правила, пожалуй, можно считать споры о товарных знаках.

Обычно принудительная смена владельца в судебном прядке происходит при спорах о нарушении исключительного права на средства индивидуализации, чаще всего — товарных знаков. Согласно пункту 2 статьи 1484 ГК РФ исключительное право на товарный знак относится и к доменному имени.

Владелец товарного знака (фирменного наименования, коммерческого обозначения) может обратиться в суд с иском к администратору домена с идентичным или схожим знаку адресом, и в случае положительного решения помимо или вместо денежной компенсации запретить ему использовать соответствующее обозначение в домене,

В соответствии с ст. 6.3 и 6.4 Положения «О процедурах, подлежащих применению при возникновении споров о доменных именах» такое решение является основанием для аннулирования домена и его последующей регистрации на истца по его заявлению.

«Белые пятна»: раздел бизнеса и наследство

В вопросах владения доменом есть несколько вопросов, которые на данный момент не имеют однозначного решения.

К примеру, «разделить» домен между владельцами компаний, согласно их доле, в настоящий момент невозможно. Домен, закрепленный за юридическим лицом, может перейти к другому лицу в порядке общего правопреемства при различных формах реорганизации. При разделении бизнеса участники сами решают, к кому из них перейдет право администрирования домена (способ перехода зависит от способа разделения).

Другим «белым пятном» отрасли является вопрос с наследованием. В соответствии с позицией Координационного центра сети Интернет (администратор национальных доменов .RU и .РФ), а также крупнейших регистраторов домен по своей юридической природе является услугой и не является имуществом (имущественным правом), не подлежит включению в наследственную массу. Таким образом, домен нельзя арестовать, передать по наследству и т.д.

Однако на практике у регистратора может быть предусмотрена внутренняя процедура, предназначенная специально для таких случаяев, которая позволит передать права без потери домена. О возможности, а также условиях такой процедуры необходимо уточнять у своего регистратора.

Как же обезопасить себя?

Повторюсь, только по своему статусу учредители и фактические владельцы компании не имеют прав на домен. Регистрация домена и поддержка сведений о нем в реестре по своей юридической природе является возмездной услугой, исполнителем которой выступает аккредитованный регистратор, а заказчиком — юридическое или физическое лицо. Компания является лишь пользователем данной услуги, связанной с регистратором договорными отношениями. Соответственно, единоличный исполнительный орган (обычно это генеральный директор) данной компании, а также представители по доверенности с достаточным объемом полномочий являются единственными лицами, распоряжения которых для регистратора обязательны к исполнению.

Что же делать, если домен зарегистрирован на наемного сотрудника и переоформить домен в ближайшей перспективе не представляется возможным по каким-либо причинам?

Компания может установить корпоративные ограничения: например, обязательный порядок одобрения любых сделок по распоряжению с доменным именем органами управления акционерного общества, и известить об этом своего регистратора, или попросить его не исполнять заявки без личного присутствия учредителя. Но опять же — все эти меры носят организационный характер, их эффективность зависит от внутренних процедур и регламентов регистратора, и они не отменяют основное правило: администратор, и только он, вправе единолично распоряжаться своим доменом.

Часто встречаются случаи злоупотреблений и откровенного мошенничества: передача домена по подложным заявлениям, с поддельными подписями, в обход установленных в обществе процедур корпоративного согласования и т.д. Решаются такие конфликты индивидуально и исходя из обстоятельств иногда обращением к регистратору, иногда в суд и/или правоохранительные органы.