Как избежать блокировки банковского счета: инструкция от Сбербанка

В последнее время угроза блокировки счета в банке и всех операций по нему пугает как представителей бизнеса, так и обычных граждан. Ведь они, чаще всего, не понимают, как этого избежать, и не могут разобраться в многочисленных инструкциях банкиров. Сбербанк решил облегчить эту задачу и разъяснить, чего не нужно делать, чтобы с банковским счетом было все в порядке.

Содержание

Что случилось?

Сбербанк России опубликовал подробные рекомендации для своих клиентов, которые помогут им избежать возможного приостановления операций по банковскому счету. Поскольку в их подготовке банкиры руководствовались действующим законодательством, в частности, Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и инструкциями Центробанка РФ, инструкции могут быть с успехом использованы и клиентами других банков. Требования-то для всех едины. Незначительно отличается только подход в соответствующих службах кредитных организаций. Но Сбербанк гарантирует: соблюдая эти требования, клиенты смогут жить и работать спокойно и не переживать о возможной блокировке своего расчётного счета. Так что же нужно и что не нужно ни в коем случае делать организациям и индивидуальным предпринимателям, чтобы не оказаться в «черном списке»? Для начала разберемся с запретами.

Действия, которые приведут к блокировке банковского счета

Клиентам Сбербанка, а также других российских банков нужно быть готовыми к тому, что их счет заблокируют и они не смогут проводить по нему никаких операций, если они выполняют нижеперечисленные действия:

  1. Регулярно выдают наличными средствами со своего расчетного счета крупные суммы на неопределенные (прочие) цели.
  2. Снимают крупные суммы целиком, сразу после их зачисления на расчётный счёт.
  3. Проводят регулярные однотипные сделки по снятию крупных наличных сумм.
  4. Используют бизнес-карты для снятия наличных.
  5. Проводят в один день операции поступления и снятия наличных.
  6. Регулярно снимают со счета средства на прочие цели в суммах, несоразмерных с ведением бизнеса.
  7. Проводят операции, не имеющие экономического смысла.
  8. Открывают на короткие сроки (до 1 месяца) многочисленные вклады, при закрытии которых снимают наличные.
  9. Совершают переводы на счета другого банка, где действуют худшие условия (низкие ставки по депозитам, высокие комиссии и т.д.), без видимых на то оснований.
  10. Проводят операции, по которым невозможно установить стороны сделки.

Также нужно быть осторожным в том случае, если компания или ИП:

  • не платит налоги с расчетного счета Сбербанке или платит их в недостаточном объеме ( если налоговые платежи осуществляются со счета в другом банке, необходимо оповестить об этом Сбербанк);
  • указывает в назначении платежей неполные или некорректные данные;
  • проводит платежи, не соответствующие осуществляемым видам хозяйственной деятельности;
  • взаимодействует с сомнительными контрагентами, которые являются подозрительными для банка;
  • принимает платежи за услуги и товары с выделенной суммой НДС, а оплачивает — без НДС;
  • игнорирует вопросы банка или несвоевременно предоставляет запрошенную информацию;
  • не следует рекомендациям банка по работе с наличными.

Кстати, на последний пункт стоит обратить особое внимание, ведь банкиры готовы рассказать и о том, что нужно делать, чтобы получить репутацию благонадежного клиента, которому не грозит приостановление операций по счетам.

Признаки благонадежных клиентов, которым не заблокируют счет

В Сбербанке рекомендуют своим клиентам, чтобы получить статус благонадежных и гарантии нормальной бесперебойной работы, выполнить следующие действия:

  • подключить зарплатный проект и использовать его для выплаты зарплаты сотрудникам;
  • оформить бизнес-карты для руководства компании и сотрудников, а также использовать их для безналичных оплат расходов организации или ИП;
  • получать наличные средства со своего счета через кассу банка с указанием цели снятия денег;
  • получать средства для учредителей через выплату дивидендов;
  • оплачивать налоги в объеме не менее 0,9% от оборота по счету;
  • редко снимать наличные;
  • подробно заполнять назначения платежей;
  • работать по выбранным кодам ОКВЭД;
  • своевременно информировать банк обо всех изменениях в организации (смена гендиректора, адреса и т.д.);
  • использовать Сервис проверки контрагентов или иные открытые источники для проверки новых партнеров по бизнесу;
  • отвечать на запросы банка в течение 7 рабочих дней;

И опять — нужно уделить особое внимание последнему пункту. Ведь, как правило, банки не блокируют операции по счету сразу и без предупреждения. За это их тоже наказывают. Поэтому в большинстве случаев они хотят убедиться, верны ли их подозрения. Поэтому они могут запросить у клиента документы и разъяснения. Как действовать в этом случае?

Что делать, если банк попросил пояснения и документы?

Если сотрудники банка позвонили вам или прислали по почте (электронной или обычной) запрос, желая пояснить какие-либо операции или представить документы, к этому необходимо отнестись внимательно и с пониманием. Контроль за действиями и операциями клиентов входит в полномочия банкиров. Поэтому как можно быстрее, желательно до истечения 7 рабочих дней, нужно направить копии запрошенных документов в банк. Если речь идет о Сбербанке, то это можно сделать в электронном виде через «Сбербанк Бизнес Онлайн» или его мобильное приложение. В остальных случаях это может быть удобно сделать по электронному адресу, указанному в запросе.

После получения документов и пояснений банк проведет проверку, которая обычно занимает до недели. О ее результатах банкиры должны известить организацию или ИП. Если что-то неясно в запросе, можно уточнить детали в банке, явившись лично или позвонив по телефону. Нужно помнить, что игнорирование такого запроса приведет к ограничению операций по счету практически гарантированно.

Если счет все же заблокировали?

Если операции по счету все же оказались ограничены, Сбербанк рекомендует не паниковать, а сперва выяснить все обстоятельства. Для этого нужно оперативно связаться со своим менеджером или позвонить на горячую линию для выяснения причин. Также нужно проверить, был ли запрос о предоставлении документов, если да, то их нужно как можно быстрее направить в банк. После этого нужно ожидать результатов проверки и разблокировки по ее итогам. Если результат проверки не удовлетворил, нужно обращаться в Центробанк, где действует специальный отдел по рассмотрению таких обращений от лиц, попавших в «черные списки». Также нужно помнить о том, что по запросу клиента банк должен предоставить письменное разъяснение причин блокировки или других ограничений по счету.

В 1998 году закончила КГАУ, экономический факультет по специальности бухгалтер. В 2006 году ТНУ, юридический факультет по специальности гражданское и предпринимательское право. Опыт работы бухгалтером с 1998 по 2007 год. Пишу статьи с 2012 года