Цены на бензин начнут падать уже со следующей недели

Обещанный президентом и правительством комплекс мер по снижению розничных цен на бензин и дизельное топливо должен начать действовать уже на следующей неделе, когда глава государства подпишет закон о снижении акцизов, а Госдума рассмотрит введение правила о том, что автомобильный бензин и авиационный керосин не смогут дорожать в рознице больше прогнозируемого правительством уровня инфляции. Как говорят, поживем — увидим.

Содержание

Что случилось?

Государственная Дума приняла 3 июля 2018 года во втором чтении законопроект с поправками в Налоговый кодекс о введении налога на дополнительный доход (НДД) от добычи углеводородов и снижение акцизов на топливо. Третье, окончательное чтение этой инициативы запланировано на 5 июля 2018 года, поэтому уже на следующей неделе новый закон может оказаться на подписи у президента. Ожидается, что его принятие положительно повлияет на розничные цены на топливо в ближайшей перспективе, хотя сами поправки начнут действовать только осенью.

Одновременно на рассмотрение Госдумы поступил законопроект № 502031-7. Его авторы, группа депутатов Госдумы во главе с Сергеем Мироновым, предлагают ввести правило, ограничивающее повышение розничной цены на автомобильный бензин и авиационный керосин, а также другие виды топлива.

Дорожать не больше инфляции

Парламентарии хотят ограничить ежегодное увеличение розничных цен на различные виды топлива прогнозируемым уровнем инфляции, установленным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Например, в 2018 году инфляция запланирована на уровне 4% (ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 5 декабря 2017 г. № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов») и пока укладывается в это значение. Чего не скажешь о розничных ценах на бензин, которые побили все рекорды. Поправки об ограничении розничных цен предложено внести в статью 8 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

По мнению авторов инициативы, ограничения необходимы для сдерживания и прогнозирования скачков розничных цен на топливо. Парламентарии уверены, что на российском топливном рынке сложилась ситуация, когда топливные компании нарушают антимонопольное законодательство, формируя цену на топливо не по правилам рынка, а по сговору крупных игроков внутреннего рынка. Парламентарии проанализировали наценки на топливо и нашли их чрезвычайно высокими как в розничном, так и в оптовом сегменте. По данным, приведенным в пояснительной записке, наценка на бензин составляет около 20% его стоимости, в то время как в мировой практике принято, чтобы такие розничные наценки составляли около 10%. Если идея депутатов будет поддержана их коллегами, новый закон вступит в силу со дня его официального опубликования.

Акцизы станут ниже, но ненадолго

Правительство РФ предлагает защитить розничный рынок топлива от резкого скачка цен путем снижения акцизов. По мнению чиновников, механизм позволит быстро стабилизировать цены на топливо.

В законопроекте указано, что снижение акцизов предусмотрено с 1 июня 2018 года:

  • на бензин пятого класса — на 3000 рублей за тонну;
  • на дизельное топливо — на 2000 рублей за тонну.

Таким образом, акциз на бензин пятого класса по новым нормам с 1 июня 2018 года (будет ли закон иметь обратную силу, пока не ясно, скорее всего, он начнет действовать не ранее 1 сентября 2018 года) будет равен 8213 рублей за тонну, а на дизельное топливо – 5665 рублей за тонну.

Но нелогичность ситуации состоит в том, что новые размеры акцизов будут действовать только до конца 2018 года. Поскольку до этого было запланировано повышение акцизов на топливо с 1 июля 2018 года, от которого чиновники отказались. Но, согласно этому плану, акцизы должны были вырасти:

  • на бензин — до 11 892 рублей с тонны;
  • на дизельное топливо — до 8258 рублей с тонны.

Поэтому в 2019 году размеры акцизов вернутся к ранее установленным показателям, с учетом прежних планов. Таким образом, уже с 1 января 2019 года акцизы составят:

  • на бензин — 12 314 рублей с тонны;
  • на дизельное топливо — 8 541 рубля с тонны.

Вот такая арифметика у Правительства РФ. Кстати, новая глава Налогового кодекса РФ 25.4 «Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья», которой чиновники компенсировали понижение акцизов, временной не будет.

В 1998 году закончила КГАУ, экономический факультет по специальности бухгалтер. В 2006 году ТНУ, юридический факультет по специальности гражданское и предпринимательское право. Опыт работы бухгалтером с 1998 по 2007 год. Пишу статьи с 2012 года