Изменения в Жилищном кодексе РФ с 4 июня 2018 года

4 июня 2018 года в очередной раз обновилась редакция Жилищного кодекса РФ. Законодатели расширили полномочия органов государственной власти РФ в сфере установления правил и норм технической эксплуатации общего имущества в многоквартирных домах. Также изменился порядок принятия решений собственниками помещений в многоквартирных домах о прямом заключении договоров с поставщиками воды, тепла, газа и электроэнергии.

Содержание

Редакцию Жилищного кодекса РФ с 4 июня 2018 года изменил Федеральный закон от 03.04.2018 N 59-ФЗ. Этот документ изменил порядок принятия собственниками жилья решений о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, в порядке, установленном ЖК РФ, прямого договора с поставщиками холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Также законодатели уточнили полномочия органов государственной власти РФ в области жилищных отношений.

Полномочия органов государственной власти в области жилищных отношений и надзора за ними

Изменения внесены в статью 12 ЖК РФ в части расширения полномочий соответствующих органов власти. В частности, в статью добавили новый пункт 1.1, предусматривающий, что федеральные органы уполномочены устанавливать правила и нормы технической эксплуатации общего имущества в многоквартирном доме. Также в их полномочия теперь входит установление структуры внесения платы за жилье и коммунальные услуги и разработка методических рекомендаций по установлению размера платы для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом. Кроме того, федеральные власти должны принимать решения об установлении размера платы за содержание жилого помещения, а также по установлению порядка определения предельных индексов изменения размера такой платы. Это определено обновленным пунктом 16 данной статьи.

Новой редакцией статьи 20 ЖК РФ в функции государственного жилищного надзора, муниципального жилищного и общественного жилищного контроля добавлена обязанность контролировать обоснованность размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, а также решений об установлении размера платы за содержание жилого помещения, и соблюдению предельных индексов изменения размера этой платы.

Полномочия общих собраний пользователей

Статья 44 ЖК РФ, которая регулирует проведение и права общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме, дополнена новым пунктом 4.4. Этим пунктом к полномочиям общего собрания собственников, в частности, отнесено:

Принятие решения о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, в порядке, установленном ЖК РФ, соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (далее также - договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг), договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Согласно новой редакции статьи 46 ЖК РФ после принятия соответствующего решения собрание должно направить его копию и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в ресурсоснабжающую организацию, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которыми собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, будут в соответствии с принятым решением заключены договоры, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг. Сделать это должно лицо, по инициативе которого было созвано общее собрание, в срок, установленный ЖК РФ.

По новой редакции статьи 161 ЖК РФ, при управлении многоквартирным домом должны быть обеспечены благоприятные и безопасные условия проживания граждан, а также надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. Управляющая организация также должна решать вопросы пользования таким имуществом и предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающих в таком доме. В случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ, управление должно обеспечить постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Кроме того, собственники жилья должны обеспеспечить доступ жильцов к предоставлению коммунальных услуг. Стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами устанавливает Правительство РФ.

Вывоз мусора

В Кодекс добавлена новая статья 157.2 ЖК РФ «Предоставление коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами». По ее нормам при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом собственники и пользователи помещений в многоквартирном доме услуги по вывозу мусора предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Основанием для этого являются договоры, заключенные с каждым собственником помещения в многоквартирном доме. Это происходит:

  1. при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о заключении прямого договора;
  2. при прекращении заключенных в соответствии с требованиями, установленными Правительством РФ, между управляющей организацией, ТСЖ или ЖК договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами из-за одностороннего отказа регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами от его исполнения;
  3. если между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией был заключен договор, содержащий положения о предоставлении услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги при изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.

Плата за жилье и коммунальные услуги

Новая редакция статьи 158 ЖК РФ, которая регулирет расходы собственников помещений в многоквартирном доме, определяет, что если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, а также решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, то размер платы должны установить:

  • органы местного самоуправления;
  • в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — органы государственной власти соответствующего субъекта РФ;
  • органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований.

Сделать это они должны с учетом методических рекомендаций, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. При этом предельные индексы изменения размера платы за содержание жилого помещения определяются местными властями в соответствии с такими методическими рекомендациями.

В статье 155 ЖК РФ «Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги» утратиили силу пункты 6.3, 7.1. Вместо них законодатели добавили в статью новый пункт 7.5 следующего содержания:

В случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги вносится собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме соответствующей ресурсоснабжающей организации и региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В 1998 году закончила КГАУ, экономический факультет по специальности бухгалтер. В 2006 году ТНУ, юридический факультет по специальности гражданское и предпринимательское право. Опыт работы бухгалтером с 1998 по 2007 год. Пишу статьи с 2012 года