Процессуальная реформа: монополия юристов, отмена подведомственности и сокращение содержания судебных актов
Верховный суд РФ дал старт процессуальной реформе, которую обсуждал в прошлом году. Судьи намерены ввести монополию юристов на участие в судебных процессах, упразднить подведомственность и расширить перечень оснований для выдачи судебных решений без мотивировочной части.
Что случилось?
Верховный суд РФ внес на рассмотрение Государственной Думы законопроект N 383208-7 «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Кодекс административного судопроизводства РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Судьи настроены модернизировать все действующие в РФ процессуальные институты и правовые нормы, регулирующие порядок рассмотрения гражданских и административных дел в судах общей юрисдикции и в арбитраже. Во все процессуальные кодексы будут внесены поправки об особенностях рассмотрения отдельных категорий дел.
Упразднение термина «подведомственность»
Из всех процессуальных указанных кодексов, а также из некоторых федеральных законов Верховный суд предлагает исключить термин «подведомственность». В пояснительной записке к проекту судьи сетуют на то, что существующая система устарела:
В настоящее время определение предметов ведения судов общей юрисдикции и арбитражных судов осуществляется посредством института подведомственности, который в 60-е годы XX века вводился в систему правового регулирования с целью разграничения компетенции между судами и другими государственными органами, правомочными разрешать споры и иные юридические дела.
Если поправки будут приняты, то разграничение полномочий судов общей юрисдикции и арбитражей будет происходить в рамках «подсудности». В случае если иск был подан не в тот суд, который ошибочно возбудил производство по делу, не отнесенному к его компетенции, иск не будут рассматривать или возврашать заявителю. Суды смогут самостоятельно перенаправлять такие дела для рассмотрения в суд другой судебной подсистемы.
Применение отдельных видов территориальной подсудности также будет изменено. Стороны спора больше не смогут на свое усмотрение договариваться о рассмотрении споров в конкретном суде. Так называемая договорная подсудность будет доступна только в делах с участием иностранных лиц.
Монополия юристов
В верховном суде считают, что сейчас российские граждане получают недостаточно квалифицированную юридическую помощь при обращении в суд. В связи с этим, как сказано в пояснительной записке к документу:
В целях обеспечения права на квалифицированную юридическую помощь, а также для повышения качества такой помощи законопроектом предлагается закрепить в ГПК РФ и АПК РФ положение о том, что помимо адвокатов представителями в суде могут быть только лица, имеющие высшее юридическое образование.
Соответствующие поправки будут внесены в статьи 49 ГПК РФ и 53 ГПК РФ, статьи 59 АПК РФ и статью 61 АПК РФ. Авторы инициативы подчеркивают, что аналогичное требование к представителям уже содержится в нормах КАС РФ, и его эффективность подтверждена сложившийся практикой.
Учитывая, что в свое время именно эта инициатива ВС РФ вызвала множество споров в обществе, судьи предлагают установить также возможность участия в судебных спорах судебных поверенных. Объем полномочий таких поверенных будет существенно меньше, чем у представителей, поэтому требование о наличии высшего юридического образования к ним предъявляеться не будет.
Упрощенное производство и судебные акты
Верховный суд предлагает увеличить цену исковых требований о взыскании денежных средств по делам, рассматриваемым в порядке упрощенного производства:
- в судах общей юрисдикции — до 500 тысяч рублей;
- в арбитражных судах — до 1 миллиона рублей.
Перечень дел, по которым суд может не составлять мотивированное решение, также будет расширен. Судьи предлагают, чтобы по общему правилу все судебные решения, принятые по делам, рассмотренным в порядке гражданского судопроизводства, состояли только из вводной и резолютивной частей. Но если сторона, участвующая в деле, или ее представитель захочет получить полное решение, то нужно будет подать письменное заявление. Кроме того, мотивированное решение может быть составлено по инициативе самого суда.
Обязательной мотивировочная часть в судебных актах останется по делам, значимым с точки зрения социальной и экономической направленности, в частности:
- связанным с защитой прав детей;
- о выселении граждан из жилых помещений без предоставления других жилых помещений;
- о защите прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц;
- о защите пенсионных прав;
- о банкротстве;
- по корпоративным спорам;
- делам, относящимся к подсудности Суда по интеллектуальным правам.
Выдача исполнительного листа
Верховный суд предложил закрепить в нормах ГПК РФ и АПК РФ отсутствие у судов обязанности выдавать исполнительный лист вместе с решением. Теперь победившая в споре сторона должна будет подавать ходатайство о получении исполнительного документа. Аналогичное правило сейчас закреплено в КАС РФ. Без ходатайства будут изготавливать только исполнительные листы на взыскание денежных средств в доход бюджета, в том числе и по штрафам.
Законопроект зарегистрирован в Госдуме и направлен в профильный комитет. Скорее всего, его рассмотрение в пленарном заседании будет включено в план весенней сессии нижней палаты парламента.
Статья 1 АПК РФ. Осуществление правосудия арбитражными судами
Статья 59 АПК РФ. Ведение дел в арбитражном суде через представителей
Статья 61 АПК РФ. Оформление и подтверждение полномочий представителя
Статья 1 ГПК РФ. Законодательство о гражданском судопроизводстве
Статья 49 ГПК РФ. Лица, которые могут быть представителями в суде
Статья 53 ГПК РФ. Оформление и подтверждение полномочий представителя
Статья 1 Кодекса административного судопроизводства РФ. Предмет регулирования настоящего Кодекса