Изменения в Градостроительном кодексе РФ с 29 июля 2017 года
29 июля 2017 года вступила в силу новая редакция Градостроительного кодекса РФ. Законодатели уточнили порядок определения сметной стоимости, установили нормативы ценообразования в строительстве, а также скорректировали полномочия местных органов самоуправления в принятии решений о комплексном развитии территории.
29 июля 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 26.07.2017 N 191-ФЗ, который изменил редакцию Градостроительного кодекса РФ. Поправки связаны с установлением государственного регулирования сметных цен. Кроме того, законодатели уточнили полномочия местных органов самоуправления в принятии решений о комплексном развитии территории.
Ценообразование и сметы
Изменилась статья 1 Градостроительного кодекса РФ. В ней уточнены понятия:
- «сметная стоимость строительства» (реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия) — это сумма денежных средств, необходимая для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, проведения работ по сохранению объектов культурного наследия;
- «сметные нормативы» — это нормы и методики, необходимые для определения сметной стоимости строительства, стоимости работ по инженерным изысканиям и по подготовке проектной документации, а также методики разработки и применения сметных норм.
Кроме того, введено новое понятие «укрупненный норматив цены строительства» — это показатель потребности в денежных средствах, необходимых для создания единицы мощности строительной продукции, предназначенный для планирования (обоснования) инвестиций (капитальных вложений) в объекты капитального строительства.
В статье 8.3 Градостроительного кодекса РФ законодатели уточнили особенности ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности при финансировании с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также средств собственников многоквартирного дома (в случае капитального ремонта). В статью добавлен новый пункт 2.1 следующего содержания:
Сметная стоимость строительства в отношении объектов капитального строительства, расположенных за пределами территории Российской Федерации и финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований составляет более 50 процентов, определяется в порядке, установленном Правительством РФ.
Еще одним новым пунктом данной статьи, 2.10, определено, что мониторинг цен строительных ресурсов осуществляется на основе информации, которая содержится в классификаторе строительных ресурсов. При этом формировать и вести классификатор строительных ресурсов должен федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства. Порядок мониторинга также устанавливает такой уполномоченный орган.
Укрупненные нормативы цены строительства должны быть разработаны и утверждены этим же федеральным органом исполнительной власти, в соответствии требованиями государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере строительства.
В статью 8.4 Градостроительного кодекса РФ добавлен новый пункт 3, которым регламентировано, что формировать и вести федеральный реестр сметных нормативов должен федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в строительной сфере.
В статью 57.2 Градостроительного кодекса РФ добавлена норма о том, что федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве доступна, в том числе, в Интернете. При этом официальный сайт должен разработать и вести уполномоченное лицо. Такое лицо определяет и утверждает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
Полномочия государственных и муниципальных органов
Новой редакцией статьи 6 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности отнесено:
- утверждение сметных нормативов;
- формирование и ведение федерального реестра сметных нормативов;
- установление порядка формирования и ведения федерального реестра сметных нормативов;
- формирование и ведение классификатора строительных ресурсов;
- установление порядка формирования и ведения классификатора строительных ресурсов;
- утверждение укрупненных нормативов цены строительства;
- утверждение методик разработки и применения укрупненных нормативов цены строительства;
- установление порядка утверждения укрупненных нормативов цены строительства;
- утверждение порядка определения сметной стоимости строительства в отношении объектов капитального строительства, расположенных за пределами территории РФ и финансируемых с привлечением средств бюджетной системы РФ, средств юридических лиц, созданных РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями.
В статью 6.1 Градостроительного кодекса РФ добавлена норма о том, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, в том числе, должен утверждать структуру органов исполнительной власти субъекта РФ в области государственной экспертизы проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.
В статье 8 Градостроительного кодекса РФ появились новые пункты, определяющие полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности в части:
- заключения договоров о комплексном развитии территории по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества;
- принятия решений о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления;
- заключения договоров о комплексном развитии территории по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества;
- принятия решений о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления.
По нормам статьи 8.1 Градостроительного кодекса РФ контроль за за соблюдением органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности, осуществляет федеральный орган исполнительной власти.