Учётная политика и изменения в НК РФ в 2019 году

Учетная политика в организации очень важна для работы бухгалтерии и взаимодействия с органами ФНС. Она определяет основные направления учета и, некоторым образом, влияет на итоги налоговых проверок, поскольку при грамотной политике число ошибок минимально. На саму политику влияют изменения в налоговом законодательстве. Что нового принесли в вопросы учетной политики на 2019 год НДС и налог на прибыль? Узнаете из этой статьи.

Содержание

НДС в учетной политике

Следующий интересующий нас налог – это НДС. Никаких особо серьёзных изменений в части особенностей, подлежащих раскрытию в учётной политике организации, в 2016 году принято не было. Разве что пункт 10 статьи 165 НК РФ пополнился дополнительным предложением (изменения внесены подпунктом «г» пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 30.05.2016 № 150-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»), предписывающим раскрывать в учётной политике порядок определения суммы налога, относящейся к товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретённым для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых облагаются по налоговой ставке 0%.
Определено, что указанный порядок утверждается только для товаров, не указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ (товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, за исключением сырьевых товаров) и в подпункте 6 пункта 1 статьи 164 НК РФ (драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, банкам).
Соответственно, «входящий» НДС выделяется из общей суммы «входного» НДС по облагаемым операциям пропорционально стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), реализация которых облагается по ставке 0% (за исключением указанных выше), в общей стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав, реализация которых облагается НДС, за квартал и определяется по следующей формуле:
НДС 0 = НДС (рас) х СОТ 0 / СОТ общ,
где
  • НДС 0 - сумма «входного» НДС по операциям, облагаемым по ставке 0% (за исключением операций по реализации товаров, указанных подпункте 1 пункта 1 (кроме сырьевых товаров) и в подпункте 6 пункта 1 статьи 164 НК РФ), за квартал;
  • НДС (рас) - сумма «входного» НДС, которая подлежит распределению на суммы НДС, относящиеся к операциям, облагаемым по ставке 0% (за исключением операций по реализации товаров, указанных подпункте 1 пункта 1 (кроме сырьевых товаров) и в подпункте 6 пункта 1 статьи 164 НК РФ), и суммы НДС, относящиеся к прочим облагаемым НДС операциям, за квартал;
  • СОТ 0 - стоимость отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), реализация которых облагается по ставке 0% (за исключением операций по реализации товаров, указанных подпункте 1 пункта 1 (кроме сырьевых товаров) и в подпункте 6 пункта 1 статьи 164 НК РФ), за квартал;
  • СОТ общ - общая стоимость отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), реализованных имущественных прав, реализация которых облагается НДС, за квартал.
Очевидно, что дополнения, внесённые в пункт 10 статьи 165 НК РФ Законом № 150-ФЗ, носят, скорее, информативный характер. В том смысле, что вносить соответствующую информацию в учётную политику будут только те организации, у которых есть соответствующий оборот по товарам (работам, услугам), облагаемым по ставке 0% (помимо тех, что прямо исключены в тексте данного пункта). Остальным этот пункт будет мало интересен.

Налог на прибыль в учетной политике

Теперь обратимся к налогу на прибыль. В течение 2016 года было принято несколько федеральных законов, которыми были внесены изменения в главу 25 НК РФ и которые, в свою очередь, непосредственно повлияли на объём раскрытия информации в учётной политике.
Первое и самое простое изменение коснулось терминологии. То, что раньше в тексте НК РФ именовалось «финансовыми элементами срочных сделок» (ФИСС), теперь называется «производными финансовыми инструментами» (ПФИ). Указанное изменение было внесено Федеральным законом от 03.07.2016 № 242-ФЗ «О внесении изменений в статью 105.15 НК РФ и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». Изменение чисто косметическое и внесено оно было исключительно для того, чтобы уточнить терминологию.
Понятно, что организации, которые имели по роду своей деятельности отношение к ФИСС, должны внести в текст своей учётной политики косметические правки. Чтобы не отставать от течения меняющейся жизни. И ни для чего больше.

Амортизация ОС

Теперь поговорим о начислении амортизации. Федеральный закон от 23.05.2016 № 144-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» дополнил пункт 1 статьи 259.3 НК РФ, в котором перечислены случаи, когда организации имеют право применять к действующей норме амортизации повышающий коэффициент не более 2, подпунктом 6. И теперь с 01.01.2017 право применять такой «ускоренный коэффициент» получат организации в отношении амортизируемых основных средств, включённых в первую - седьмую амортизационные группы и произведённых в соответствии с условиями специального инвестиционного контракта. А что такое «специальный инвестиционный контракт»? Об этом сказано в пункте 2 статьи 25.9 НК РФ. Это контракт, заключённого от имени Российской Федерации определённым Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в сфере промышленной политики или иным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на заключение специальных инвестиционных контрактов в отраслях промышленности, в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации».
Как видим, заявленное налоговое послабление в части применения ускоренной амортизации по объектам основных средств со сроком полезного использования не более 20 лет касается крайне узкой прослойки организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность в рамках государственных программ по развитию промышленного производства. Простых смертных (в смысле – обычных организаций), которые тоже могут иметь указанные основные средства и даже осуществлять инвестиции в производство, указанный пункт не касается. Так что они могут спать спокойно и ничего в своей учётной политике не менять.
Изменение, касающееся порядка формирования резерва по сомнительным долгам для целей исчисления облагаемой базы по налогу на прибыль, распространяется на куда более значительное число организаций. Ведь чтобы формировать указанный резерв, организации не надо заключать инвестиционный контракт с государством – достаточно просто захотеть создать резерв (если к тому есть насущная необходимость).
Итак, с 1 января 2019 года Федеральным законом от 30.11.2016 № 405-ФЗ «О внесении изменений в статью 266 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» внесены изменения в пункты 4 и 5 указанной статьи НК РФ. Согласно ее новой редакции, сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам, исчисленного по итогам налогового периода, не может превышать 10% от выручки за указанный налоговый период, определяемой в соответствии со статьёй 249 НК РФ. При исчислении резерва по сомнительным долгам в течение налогового периода по итогам отчётных периодов его сумма не может превышать большую из величин – 10% от выручки за предыдущий налоговый период или 10% от выручки за текущий отчётный период. Сейчас сумма создаваемого по итогам отчётного периода резерва не должна превышать 10% от выручки за текущий отчетный период.
Нередко выручка за предыдущий налоговый период выше, чем за текущий отчётный период. Значит, и резерв станет больше. Это позволит учесть в расходах по налогу на прибыль большую сумму по сравнению с той, которую можно учесть сейчас. Новшество особенно будет актуально при создании резерва за первый отчётный период года. Заметим – указанные изменения не носят императивный характер. А посему организация сама выбирает, какие из десяти нормативных процентов ей более выгодны – те, которые исчислены по прошлому году, или по текущему. Вот тут уж без указания соответствующей информации в учётной политике не обойтись.
Вроде бы всё. Как видим, на сей раз законодатели не очень-то побаловали изменениями, которые приводят к возникновению вариативности в методах налогового учёта. Ну, и хорошо. В стабильности иногда тоже есть свои плюсы.

В 1998 году закончила КГАУ, экономический факультет по специальности бухгалтер. В 2006 году ТНУ, юридический факультет по специальности гражданское и предпринимательское право. Опыт работы бухгалтером с 1998 по 2007 год. Пишу статьи с 2012 года