Изменение части первой Налогового кодекса с 1 января 2017 года
За 2016 год было принято немало документов, которые меняют редакцию Налогового кодекса к 2017 году. О поправках в часть первую кодекса, вступающих в силу через два дня, - в обзоре Петербургского правового портала.
К новому году законодатели сформировали правовую базу для администрирования страховых взносов, введения налога на Google, постановки на учет арбитражных управляющих и медиаторов.
Страховые взносы подчинили налоговому законодательству
Солидная часть поправок в часть первую НК РФ связана с передачей прав по администрированию страховых взносов ФНС. В связи с этим по тексту кодекса внесены исправления, позволяющие приравнять страховые взносы к налогам и сборам. При этом уточняется, что нормы НК РФ не распространяются на страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой указанных страховых взносов, обжалования актов, действий (бездействия) должностных лиц соответствующих органов контроля и привлечения к ответственности виновных лиц.
В то же время в редакции статьи 5 Налогового кодекса РФ, которая вступает в силу с 1 января 2017 года, будет прописано, что акты законодательства о налогах и сборах в части регулирования страховых взносов вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного расчетного периода по страховым взносам, за исключением некоторых случаев.
Согласно определению в НК РФ, с 1 января 2017 года под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования. Для налоговых целей страховыми взносами также признаются взносы, взимаемые с организаций на дополнительное социальное обеспечение отдельных категорий физических лиц.
С 1 января в части первой НК РФ также появится глава 2.1, где указано, что страховые взносы, которые являются федеральными и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, устанавливаются и отменяются именно Налоговым кодексом РФ. Все нормы о страховых взносах записаны в другую главу – 34. В соответствии с ней будут определяться:
- объект обложения страховыми взносами;
- база для исчисления страховых взносов;
- расчетный период;
- тариф страховых взносов;
- порядок исчисления страховых взносов;
- порядок и сроки уплаты страховых взносов.
Законодатели очертили круг обязанностей плательщиков страховых взносов
Согласно новой редакции статьи 23 НК РФ, плательщики страховых взносов обязаны:
- уплачивать установленные НК РФ страховые взносы;
- вести учет объектов обложения страховыми взносами, сумм исчисленных страховых взносов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты и иные вознаграждения;
- представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета расчеты по страховым взносам;
- представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и порядке, которые предусмотрены НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты страховых взносов;
- представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и порядке, которые предусмотрены НК РФ, сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета;
- в течение шести лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления и уплаты страховых взносов;
- сообщать в налоговый орган по месту нахождения российской организации - плательщика страховых взносов о наделении обособленного подразделения (включая филиал, представительство), созданного на территории Российской Федерации, полномочиями (о лишении полномочий) по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц в течение одного месяца со дня наделения его соответствующими полномочиями (лишения полномочий);
- нести иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей плательщик страховых взносов несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем у налоговиков тоже появляются дополнительные обязанности. В частности, им придется представлять в территориальные органы Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ сведения о наделении обособленных подразделений (включая филиалы, представительства) российских организаций, созданных на территории Российской Федерации, полномочиями (о лишении полномочий) по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, об изменении места нахождения обособленных подразделений (за исключением филиалов, представительств), о прекращении деятельности указанных организаций через такие обособленные подразделения (о закрытии таких обособленных подразделений), о постановке на учет (снятии с учета) в налоговых органах иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, международных организаций в качестве плательщиков страховых взносов, физических лиц в качестве адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой, арбитражных управляющих, занимающихся частной практикой оценщиков, патентных поверенных, медиаторов и иных физических лиц - плательщиков страховых взносов. Информационный обмен будет осуществляться в электронном формате, а сами документу должны будут поступать в трехдневный срок после внесения новых сведений в Единый государственный реестр налогоплательщиков.
Утверждены требования к отчетам по страховым взносам и их уплате
С 1 января 2017 года изменится и редакция статьи 45 НК РФ. Все правила, предусмотренные в ней, будут распространяться на плательщиков страховых взносов. Но при этом уточнение платежа в части суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не будет производиться, если ПФР сообщит, что сведения об этой сумме учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.
В статье 49 НК РФ появится уточнение о том, что суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов (пеней, штрафов) ликвидируемой организацией подлежат зачету, возврату в порядке, установленном п.1.1 и п. 6.1 статьи 78 НК РФ, а также п. 1.1 статьи 79 НК РФ. Таким образом, сумма излишне уплаченных страховых взносов может быть зачтена по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда РФ, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возвращена плательщику. Но возврат переплаченных сумм на обязательное пенсионное страхование не производиться не будет, если по сообщению ПФР сведения о сумме излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование представлены плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц.
Законодатели также ввели правило, по которому с нового года требование об уплате страховых взносов может быть обжаловано только в случае нарушения налоговым органом процедуры его направления плательщику страховых взносов. Кроме того, в соответствии с обновленной редакцией статьи 70 НК РФ, требование об уплате страховых взносов на основании полученного от Фонда социального страхования решения о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения, принятого по результатам проверки обоснованности заявленных расходов, должно быть направлено плательщику в течение 10 дней со дня получения налоговым органом соответствующего решения.
В редакции НК РФ, которая вступает в силу с 1 января, имеется и статья, посвященная новому расчету по страховым взносам. Он представляет собой письменное заявление или заявление плательщика страховых взносов, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объекте обложения страховыми взносами, о базе для исчисления страховых взносов, об исчисленной сумме страховых взносов и о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты страховых взносов. Более подробно об этом отчете сказано в специальной главе 34 кодекса, о которой можно узнать из обзора, посвященного изменениям части второй НК РФ.
Что касается проверок, то с нового года в Налоговом кодексе появится норма о том, что при проведении камеральной налоговой проверки расчета по страховым взносам налоговый орган вправе истребовать сведения и документы, подтверждающие обоснованность отражения сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, и применения пониженных тарифов страховых взносов.
Вводится регистрация плательщиков налога на Google, личный кабинет для них, особенности проведения проверок
С 1 января 2017 года иностранные компании, которые оказывают ряд услуг в электронной форме на территории РФ, должны становиться на учет в налоговые органы. В связи с этим в статье 83 НК РФ появляется отдельный пункт, разъясняющий особенности постановки на учет. В частности, иностранная организация, оказывающая физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, услуги в электронной форме, указанные в п. 1 статьи 174.2 Налогового кодекса РФ, местом реализации которых признается территория Российской Федерации (за исключением иностранной организации, оказывающей указанные услуги через обособленное подразделение, расположенное на территории Российской Федерации), и осуществляющей расчеты непосредственно с указанными физическими лицами, а также иностранная организация - посредник, признаваемый налоговым агентом, должны подавать заявления о постановке на учет не позднее 30 календарных дней со дня начала (прекращения) оказания указанных услуг. Помимо заявления необходимы документы, перечень которых установлен дополнительно в иных нормативных актах. Вышеназванный срок действует и в случае прекращения оказания услуг и снятия с учета. Процедура постановки на учет иностранной организации должна занимать не более 30 дней со дня получения налоговым органом заявления о постановке на учет и иных необходимых документов, содержащих достоверные сведения.
Прием документов от иностранных организаций осуществляется через телекоммуникационные каналы связи либо посредством личного кабинета налогоплательщика. В связи с этим в НК РФ появляется разъяснение об этом сервисе. Он доступен компаниям, состоящим на учете в соответствии с п. 4.6 статьи 83 НК РФ, и для получения от налогового органа документов и представления в налоговый орган документов (информации), сведений относительно оказания услуг в электронной форме, указанных вп. 1 статьи 174.2 Налогового кодекса РФ. Применять усиленную квалифицированную электронную подпись в этом случае не обязательно.
Доступ к личному кабинету налогоплательщика предоставляется иностранной организации со дня ее постановки на учет в налоговом органе в соответствии с абзацем 1 п. 4.6 статьи 83 НК РФ и абзацем 9 п. 2 статьи 84 НК РФ. В случае снятия с учета доступ к личному кабинету налогоплательщика у иностранной организации сохраняется для получения документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Если иностранная компания после снятия с учета в налоговом органе повторно поставлена на учет, но по иному основанию, личный кабинет она не сможет использоваться для представления документов (информации), сведений в течение одного года со дня снятия с учета этой организации в налоговом органе.
В новой редакции статьи 23 НК РФ уточняется, что иностранная организация, состоящая на учете в налоговом органе в соответствии с п. 4.6 статьи 83 НК РФ, обязана представлять в налоговый орган документы (информацию), сведения, через личный кабинет налогоплательщика. В период, когда личный кабинет налогоплательщика не может использоваться такой иностранной организацией для представления в налоговый орган документов (информации), сведений в соответствии с абзацем 3 п. 3 статьи 11.2 НК РФ сведения можно будет передать в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.
В то же время в п. 6 статьи 31 НК РФ указано, что до тех пор, пока у налогоплательщика нет доступа к личному кабинету, налоговые органы обязаны передавать сведения и документы компании по любому известному адресу электронной почты такой иностранной организации. В этом случае датой получения соответствующего документа будет считаться день, следующий за днем его передачи по адресу электронной почты.
В НК РФ прописаны основания, когда иностранную компанию могут снять с учета без представления заявления. Речь идет о следующих ситуациях:
- выявление налоговым органом недостоверных сведений, содержащихся в представленных такой организацией в налоговый орган заявлении о постановке на учет и (или) иных документах, на основании которых она была поставлена на учет в налоговом органе;
- неисполнение организацией требования об уплате налога на добавленную стоимость, пеней, штрафов в течение 12 месяцев со дня истечения срока исполнения указанного требования. Положения настоящего подпункта не применяются, если данной организацией подано заявление о снятии с учета в налоговом органе в соответствии с пунктом 5.4 настоящей статьи;
- неисполнение организацией требования о представлении документов (информации), направленного налоговым органом в соответствии со статьей 93 настоящего Кодекса, в течение трех месяцев со дня истечения срока исполнения указанного требования;
- непредставление такой организацией налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в налоговый орган в течение шести месяцев со дня истечения установленного срока ее представления при наличии у налогового органа информации, подтверждающей факт оказания в соответствующем налоговом периоде физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, услуг, указанных в пункте 1 статьи 174.2 настоящего Кодекса, местом реализации которых признается территория Российской Федерации;
- неуплата такой иностранной организацией в установленный срок сумм недоимки по налогу на добавленную стоимость, задолженности по пеням и штрафам, восстановленных в соответствии с пунктом 1.1 статьи 59 настоящего Кодекса.
Еще несколько уточнений для иностранных организаций, которые с 1 января признаются плательщиками налога на Google. В частности, по новым правилам, недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за компанией, которая была снята с учета в соответствии с п. 5.5 статьи 84 НК РФ, будут признаны безнадежными. Однако если иностранная компания вновь станет на учет, ей придется расплатиться по долгам в срок, предусмотренный п. 11 статьи 174.2 НК РФ. Кроме того, в статье 78 НК РФ пропишут, что предусмотренные правила зачета или возврата применяются также в отношении сумм излишне уплаченного налога на добавленную стоимость. При этом возврат будет осуществляться только на счет, открытый в банке.
Законодатели решили, что налоговые органы должны проверять работу иностранных компаний регулярно. Поэтому в статье 88 НК РФ указано, что камеральная налоговая проверка в отношении указанных налогоплательщиков проводится без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение 6 месяцев со дня представления декларации по налогу на добавленную стоимость. За непредставление (несвоевременное представление) лицом в налоговый орган пояснений, при отсутствии признаков налогового правонарушения, компанию могут оштрафовать на 5 тысяч рублей. При этом если в ходе проверки понадобятся какие-то документы, иностранной компании дадут 30 дней на их предоставление.
По согласованию с руководителем (заместителем руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в рамках проверки инспекторы могут истребовать у иностранной компании информацию об операциях по переводу денежных средств, осуществленных в ее адрес, у организации национальной системы платежных карт, операторов по переводу денежных средств, операторов электронных денежных средств, операционных центров, платежных клиринговых центров, центральных платежных клиринговых контрагентов, расчетных центров и операторов связи.
Уточняется порядок постановки на учет налогоплательщиков
Некоторые изменения, которые вступают в силу в ближайшее воскресенье, касаются постановки на учет различного рода налогоплательщиков. В частности, постановка на учет арбитражного управляющего, занимающегося частной практикой оценщика и патентного поверенного, осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых в соответствии со статьей 85 НК РФ.
Аналогичная процедура предусмотрена при постановке на учет медиатора. При этом лицо имеет право обратиться с заявлением в любой налоговый орган по своему выбору. В случаях освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения статуса адвоката, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора снятие их с учета осуществляется налоговым органом на основании сведений, сообщаемых органами и заявления о снятии с учета медиатора.
Одновременно вводятся требования к постановке на учет (снятии с учета) физического лица в качестве плательщика страховых взносов, признаваемого таковым в соответствии со статьей 419 НК РФ. Заявление гражданину можно подать в любой налоговый орган, но поставят на учет его по месту жительства либо по месту пребывания.
Порядок налогообложения прибыли контролируемой иностранной компании изменится
С 1 января 2017 года, в связи с принятием Федерального закона от 15.02.2016 N 32-ФЗ, организация, уполномоченная на получение процентных доходов, подлежащих выплате по обращающимся облигациям, не будет освобождена от уплаты налогов. Соответствующие поправки внесены в п. 1 статьи 25.13-1 НК РФ. Кроме того, законодатели внесли поправки в п.10 данной статьи. В новой редакции она звучит так:
Прибыль контролируемых иностранных компаний (КИК), указанных в подпункте 6 пункта 1 настоящей статьи, освобождается от налогообложения при условии одновременного соблюдения всех следующих требований к таким компаниям, обращающимся облигациям и долговым обязательствам, возникшим в связи с размещением таких обращающихся облигаций:
1) обращающиеся облигации, указанные в подпункте 6 пункта 1 настоящей статьи, отвечают требованиям, установленным к таким облигациям подпунктом 1 пункта 2.1 статьи 310 настоящего Кодекса;
2) долговые обязательства российских и иностранных организаций перед иностранными организациями, указанными в подпункте 6 пункта 1 настоящей статьи, возникли в связи с размещением обращающихся облигаций, указанных в подпункте 1 настоящего пункта, что подтверждается хотя бы одним из следующих документов:
- договором, которым оформлено соответствующее долговое обязательство;
- условиями выпуска соответствующих обращающихся облигаций;
- проспектом эмиссии соответствующих обращающихся облигаций;
3) иностранные организации, указанные в подпункте 6 пункта 1 настоящей статьи, имеют постоянное местонахождение в государствах, с которыми Российская Федерация имеет международные договоры, регулирующие вопросы налогообложения доходов организаций и физических лиц;
4) доля процентных расходов по обращающимся облигациям, указанным в подпункте 6 пункта 1 настоящей статьи, осуществленных за период, за который в соответствии с личным законом иностранной организации составляется финансовая отчетность за финансовый год, составляет не менее 90 процентов в сумме всех расходов такой организации по данным ее финансовой отчетности за указанный период.
Кроме того, в статье 25.15 НК РФ уточняется, что если доля участия налогоплательщика - контролирующего лица в КИК отличается от доли, на которую он имеет право, прибыль учитывается в той доле, которая соответствует доле в прибыли КИК, на которую это лицо имеет право на дату принятия решения о распределении прибыли, принятого в календарном году, следующем за налоговым периодом по соответствующему налогу для налогоплательщика - контролирующего лица, на который приходится дата окончания финансового года в соответствии с личным законом этой контролируемой иностранной компании, либо на 31 декабря календарного года, следующего за налоговым периодом по соответствующему налогу для налогоплательщика - контролирующего лица, на который приходится дата окончания финансового года КИК.
Понятие контролируемых сделок расширят
С 1 января контролируемыми сделками будут признаны:
- сделки по предоставлению поручительств (гарантий) в случае, если все стороны такой сделки являются российскими организациями, не являющимися банками;
- сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Российская Федерация.
Из НК РФ убрали нормы, регламентировавшие деятельность участников и организаторов зимних игр в Сочи
С 1 января 2017 года утратил силу п. 8.1 статьи 39 НК РФ. В нем говорилось, что реализацией не считается передача имущества участникам хозяйственного общества или товарищества при распределении имущества и имущественных прав ликвидируемой организации, являющейся иностранным организатором XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи или маркетинговым партнером Международного олимпийского комитета в соответствии со статьей 3.1 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Упоминание о вышеназванных компаниях исключили и из статьи 83 НК РФ.
У чиновников и банков появятся новые обязанности
Со следующего года уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, оценщиков, обязан не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения за предшествующий месяц об арбитражных управляющих, оценщиках, занимающихся частной практикой, - членах соответствующих саморегулируемых организаций, внесенных в сводные реестры членов указанных саморегулируемых организаций, исключенных из таких реестров, о прекращении оценщиком занятия частной практикой. Это предусмотрено Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ.
Кроме того, Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности обязан не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения за предшествующий месяц о занимающихся частной практикой патентных поверенных, зарегистрированных в Реестре патентных поверенных Российской Федерации, исключенных из указанного реестра, восстановленных в указанном реестре, о прекращении патентным поверенным занятия частной практикой.
Отчитываться в ФНС придется и органам управления Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальным органам. От них ждут сведений о регистрации (снятии с регистрационного учета) застрахованных лиц, а также об изменениях указанных сведений в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации (соответствующего снятия с регистрационного учета или изменения сведений).
Вышеназванный закон ввел также правило, по которому кредитная организация, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, до дня внесения записи о ее ликвидации в Единый государственный реестр юридических лиц обязана передавать в налоговые органы справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств.
Другие важные поправки
Для всех плательщиков НДС, которые обязаны сдавать декларации в электронной форме, вводится обязанность направлять пояснения к ней (в случае необходимости) тоже в электронной форме. На бумажном носителе разъяснения будут считаться непредставленными.
Еще одно изменение – штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога в отношении объекта недвижимого имущества и (или) транспортного средства, по которому владелец - физическое лицо не представил (несвоевременно представил) уведомление.
Статья 11.2 НК РФ. Личный кабинет налогоплательщика
Статья 25.13-1 НК РФ. Освобождение от налогообложения прибыли контролируемой иностранной компании
Статья 25.15 НК РФ. Порядок учета прибыли контролируемой иностранной компании при налогообложении
Статья 31 НК РФ. Права налоговых органов
Статья 39 НК РФ. Реализация товаров, работ или услуг
Статья 419 НК РФ. Плательщики страховых взносов
Статья 45 НК РФ. Исполнение обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов
Статья 5 НК РФ. Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени
Статья 70 НК РФ. Сроки направления требования об уплате задолженности
Статья 79 НК РФ. Возврат денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета