ФАС хочет снизить штрафы для организаций, внедривших антимонопольный комплаенс
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) подготовила поправки в законодательство, которые вводят понятие антимонопольного комплаенса и связанные с ним скидки по штрафам. Руководителям организаций будет выгодно применять внутренний контроль, обещают антимонопольщики.
Что случилось?
Федеральная антимонопольная служба опубликовала на едином портале для размещения проектов НПА поправки к Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и КоАП РФ, в соответствии с которыми будут снижены оборотные штрафы для компаний с антимонопольным комплаенсом. Так называется система мер и процедур по оценке и предупреждению рисков нарушения антимонопольного законодательства. Целью антимонопольного комплаенса является снижение вероятности правонарушений посредством уменьшения риска произвола исполнителя и, как следствие, риска антимонопольных санкций.
Внутренний контроль смягчит ответственность
Компаниям, которые внедрят механизм комплаенса, ФАС обещает снизить оборотные штрафы на 12,5 %. Так, проведение антимонопольного комплаенса в компании будет считаться обстоятельством, смягчающим административную ответственность за следующие правонарушения:
- злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке (статья 14.31 КоАП);
- манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (статья 14.31.2 КоАП РФ);
- заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координацию экономической деятельности (статья 14.32 КоАП РФ);
- недобросовестную конкуренцию (статья 14.33 КоАП РФ).
Впоследствии скидка может быть увеличена. Еще в прошлом году глава ФАС Игорь Артемьев отмечал, что наличие комплаенса может стать основанием для полного освобождения таких организаций от ответственности. Кстати, чиновники также предлагают ввести в Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" само понятие антимонопольного комплаенса.
Внедрение внутренней системы профилактики нарушений антимонопольного законодательства неизбежно влечет за собой дополнительные расходы со стороны компании, поскольку подразумевает формирование специального подразделения, разработку соответствующих внутренних нормативных документов, механизмов и регламентов, запуск обучающих программ для сотрудников. В связи с этим, представители ФАС неоднократно заявляли, что создание внутренних систем профилактики нарушений антимонопольного законодательства будет поощряться со стороны государства и может рассматриваться как смягчающее обстоятельство при определении размера ответственности и существенным образом влиять на размер антимонопольных штрафов. Также антимонопольный комплаенс может расцениваться как обстоятельство, свидетельствующее об отсутствии вины компании в выявленном нарушении, что служит основанием освобождения компании от ответственности.
Как разъяснял ранее заместитель руководителя ФАС Сергей Пузыревский, если компания внедрила комплаенс-программу, сама выявила и устранила нарушение, то она может быть освобождена от штрафа, а если только минимизировала его последствия, то штраф может быть снижен. При этом, наличие комплаенса не должно влиять на ответственность, если компания неоднократно совершала нарушения или если нарушение совершил руководитель или собственник компании.
В российской практике уже существуют примеры разработки и внедрения системы антимонопольного комплаенса. В первую очередь, причиной стали предписания ФАС России, выданные в рамках антимонопольных разбирательств, либо в рамках согласования сделок экономической концентрации (в числе примеров такие компании как: Уралкалий, Роснефть, Газпром Нефть, РУСАЛ, Ново-Нордиск, ЕВРАЗГруп, Новоорловский ГОК, Кнауф Гипс и др.). Некоторые компании самостоятельно пришли к осознанию необходимости ее внедрения в инициативном порядке - в 2015 году ПАО «МТС» сообщила о создании в компании системы антимонопольного комплаенса. Подобный подход к внутренней системе контроля не только ведет к снижению уровня антимонопольных рисков, но и способствует большей прозрачности деятельности компаний и, в конечном счете, приводит к уменьшению нагрузки на антимонопольный орган.