Юлия
181

Верховный суд готовит позицию по таможенным спорам

Верховный суд РФ собирается урегулировать вопросы судебного разрешения споров с таможенными органами. Проект соответствующего постановления рассмотрен на заседании Пленума ВС РФ.

В последний раз таможенные споры попали под пристальное внимание высшего суда в конце 2013 года. Тогда еще существовал ВАС РФ, который и принял последнее из трех постановлений Пленума, посвященное данному вопросу. До этого были приняты еще два постановления - постановление Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. № 20 и постановления Пленума ВАС РФ от 8 ноября 2013 г. № 79. Необходимость в пересмотре правовой позиции Верховного суда по данному вопросу возникла в связи с тем, что произошли значительные изменения в таможенном законодательстве, изменены некоторые нормы, введены новые запреты и ограничения. В связи с этим Пленум Верховного суда

 подготовил проект

 постановления по таможенным спорам. 

В правовом регулировании таможенных отношений между странами Евразийского экономического союза постоянно происходят перемены, направленные на образование и укрепление единой таможенной территории. Судьи Верховного суда считают, что их коллеги, которые разрабатывали три предыдущих документа, отразили в них далеко не все вопросы, требующие освящения позиции арбитров. В частности, полностью не раскрыта тема процедуры возврата таможенных платежей, а также особенности определения таможенной стоимости товаров. Поэтому суд намерен сделать постановление Пленума ВС РФ по этой теме наиболее полным, а предыдущие документы отменить полностью или в части, которая будет противоречить текущей позиции ВС РФ. 

Что касается споров об особенностях определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию ТС, то это наиболее распространенная и значимая тема в судебной практике по таможенным спорам. Верховный суд предлагает отклонять доводы таможенных органов о занижении цены ввозимых товаров, если таможенники не смогут подтвердить их реальными фактами и достоверными сведениями. Таким образом на практике должна работать презумпция достоверности информации, которую предоставляют граждане и организации о стоимости товаров. Все бремя доказывания несоответствия реальной стоимости товаров декларируемой должны нести именно таможенные органы, а не предприниматели. При этом с бизнесменов и граждан также не снимается обязанность подтверждать реальность декларируемой стоимости ввозимых товаров. Поэтому судьи рекомендуют заранее подготовить доказательства соответствия стоимости, особенно если она существенно отличается от цен на аналогичные товары, на которые могут ориентироваться таможенники. 

 Если же таможенные органы решили провести в отношении декларанта дополнительную проверку достоверности представленных им сведений, то они обязаны дать предпринимателю реальную возможность устранить возникшие сомнения самостоятельно. Декларант должен получить полную информацию об основаниях, по которым сведения, представленные им, не устраняют сомнения, возникшие у таможенных органов. Судьи, принимая решения, больше не должны принимать отдельные недочеты в оформлении таможенных документов об условиях сделки, как повод для сомнений в факте ее заключения. 

Кроме того, в проекте постановления учтены вопросы, которые возникают при перемещении через границу России товаров, которые предназначены для использования гражданами для личных нужд. В силу статей 354-355 Таможенного кодекса ТС, такие товары должны быть задекларированы и выпущены без применения таможенных процедур. Нередко этой возможностью пользуются предприниматели, которые ввозят небольшие партии товаров для коммерческих целей, не уплачивая при этом обязательные таможенные платежи. В этом случае судья, рассматривающий такой спор, должен не принимать доводы таможни об использовании товаров не для личных нужд, если произошел факт его последующей продажи после пересечения границы. В качестве такого довода может выступать только систематическая продажа ввезенных для личного пользования товаров, к примеру, более двух раз. В этом случае суд может отказать гражданину в применении к его товарам льгот, предусмотренным Таможенным кодексом. 

Верховный суд также намерен защитить бизнес и граждан от неправомерного со стороны таможенной службы начисления пеней в ситуациях, когда причиной задержки платежа послужило бездействие самих таможенников. В частности, в ситуациях с самостоятельным взысканием налогов и пошлины таможенным органом за счет залога и остатков авансовых платежей, которые были внесены декларантом, в силу статьи 158 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации". Если предприниматель действовал в соответствии с разъяснениями должностного лица или нормативного акта уполномоченного федерального органа, но в результате допустил нарушение срока таможенного платежа, пеня ему также грозить не будет. 

На заседании Пленума ВС РФ, где рассматривался проект, судьи проголосовали за несколько поправок к нему, а также решили внести в Государственную Думу поправки в АПК РФ. В кодекс должна быть добавлена норма об отказе в принятии искового заявления, по аналогии с нормами административного и гражданского процессуальных кодексов. Окончательный вариант постановления Пленума ВС РФ о таможенных спорах появится после утверждения документа на следующем заседании. После этого правовая позиция Верховного суда по всем рассмотренным в нем вопросам станет обязательной для применения в российских судах всех инстанций.

Юлия