Распространение рекламных листовок своими силами
Многие организации для рекламы своих товаров (работ, услуг) используют листовки (флаерсы и т.п.). Нередко их распространением компании занимаются самостоятельно. Как в таком случае нужно учитывать в налоговых расходах зарплату распространителей и начисленные на нее страховые взносы? Такой вопрос поступил к нам в рамках интернет-конференции по налогу на прибыль.
Затраты на изготовление листовок
Рекламные расходы в налоговом учете, как вы помните, делятся на нормируемые и ненормируемые. В полном объеме можно учитывать лишь те рекламные расходы, которые прямо поименованы в "прибыльной" главе абз. 2-4 п. 4 ст. 264 НК РФ. Здесь упомянуты, в частности, "расходы на... изготовление рекламных брошюр и каталогов", а вот о рекламных листовках нет ни слова. Но с легкой руки Минфина затраты на изготовление рекламных листовок (а также буклетов, флаерсов, лифлетов), содержащих информацию о реализуемых товарах (работах, услугах), товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации, тоже можно не нормировать.
"Зарплатные" расходы на распространение листовок
Расходы на рекламу, оплата труда и страховые взносы - это отдельные самостоятельные составляющие налоговых расходов организации ст. 255, подп. 1, 28 п. 1 ст. 264 НК РФ. А если какие-либо затраты можно с равными основаниями отнести сразу к нескольким группам расходов, то организация вправе сама решить, как она будет классифицировать такие затраты п. 4 ст. 252 НК РФ. Можно выделить два варианта учета "зарплатных" расходов на распространение листовок.
ВАРИАНТ 1. "Зарплатные" расходы на распространение = рекламные расходы
Этот вариант учета "зарплатных" расходов на распространение листовок может оказаться невыгодным для вас. Объясним причину возможной невыгодности. К ненормируемым рекламным расходам относятся затраты на изготовление листовок. Расходы же на их распространение в п. 4 ст. 264 НК РФ не указаны. И никаких "расширительных" писем Минфин на этот счет не выпускал.
Поэтому, если вы приняли решение учитывать зарплату распространителя и начисленные взносы как расходы на рекламу, их придется нормировать. При налогообложении прибыли они могут быть учтены в размере, не превышающем 1% выручки от реализации подп. 28 п. 1, п. 4 ст. 264 НК РФ.
Пожалуй, единственная ситуация, когда можно будет обойтись без нормирования, - это распространение листовок на выставке. Ведь затраты на участие в выставках, являющиеся ненормируемыми, не конкретизированы п. 4 ст. 264 НК РФ. В этом случае из ваших документов, касающихся проведения выставки (в частности, приказов, отчетов), должно быть четко видно, что листовки в определенном количестве были распространены именно на выставке.
Кстати, этот вариант учета "зарплатных" расходов на распространение листовок в силу его возможной невыгодности можно считать безопасным. Ведь, согласитесь, сложно представить инспектора, который будет настаивать на пересчете налоговой базы в сторону увеличения расходов.
ВАРИАНТ 2. "Зарплатные" расходы на распространение = оплата труда + страховые взносы
В такой ситуации не исключен спор с проверяющими. Поводом для него может быть то, что сумма, которую можно отнести на налоговые расходы, в случае классификации "зарплатных" затрат на распространение листовок как рекламных была бы меньше.
Инспектор также может усомниться в "равности оснований". "Зарплатные" расходы на распространение листовок могут, например, представлять собой:
- <или> зарплату и страховые взносы, начисленные именно за распространение листовок, скажем, как доплата к основному заработку;
- <или> часть обычной зарплаты сотрудника (которому было поручено распространение листовок), рассчитанную, например, пропорционально затраченному на это времени. И приходящуюся на эту часть зарплаты сумму страховых взносов.
Согласитесь, в последнем случае "равность оснований" более очевидна: если бы рекламной акции не было, сумма затрат не изменилась бы. Однако, даже если зарплата за распространение была начислена сверх основного заработка, это все равно зарплата. И с точки зрения п. 4 ст. 252 НК РФ вы все равно вправе учитывать такие затраты как расходы на оплату труда. А начисленные на эту сумму страховые взносы - именно как взносы.
Вот что думают об этом в Минфине.
ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
[C=1650]
Минфин никакой проблемы не видит. Да и какая-либо судебная практика по этому вопросу нам не известна. Все это можно рассматривать как косвенное свидетельство того, что вероятность возникновения спора невелика.
В заключение скажем пару слов о НДС. Как разъяснил ВАС, распространение рекламных материалов, которые не отвечают признакам товара, объектом налогообложения не является п. 12 Постановления Пленума ВАС от 30.05.2014 N 33. Это в полной мере относится к листовкам. Поэтому, независимо от их стоимости, обязанность платить НДС при их распространении не возникает. Но вместе с тем организация не вправе принять к вычету входной НДС, предъявленный изготовителем листовок, налог нужно включать в их стоимость п. 2 ст. 170 НК РФ. К тому же возникает обязанность вести раздельный учет облагаемых и не облагаемых НДС операций и входного налога п. 4 ст. 149, п. 4 ст. 170 НК РФ.
Спасти НДС-вычет и не вести раздельный учет входного НДС поможет правило "пяти процентов". Напомним, оно действует в том случае, когда за квартал доля совокупных расходов на операции, не облагаемые НДС (то есть расходов не только на изготовление листовок, но и на другие необлагаемые операции, если они были), не превышает 5% общей величины совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров, работ, услуг, имущественных прав п. 4 ст. 170 НК РФ. При выполнении этого условия весь входной НДС можно принять к вычету. Напомним, возможность применения правила "пяти процентов" должна быть предусмотрена вашей учетной политикой.
Постановление Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33
Статья 149 НК РФ. Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)
Статья 252 НК РФ. Расходы. Группировка расходов
Статья 255 НК РФ. Расходы на оплату труда
Статья 264 НК РФ. Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией