Повышение акцизов не отразится на розничных ценах на топливо
Увеличение 1 апреля 2016 года ставок акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо и средние дистилляты пока не отразилось на розничных ценах на топливо. Чиновники рассчитывают, что ситуация на рынке горючего не изменится.
1 апреля 2016 года вступили в силу новые ставки акцизов на бензин, дизельное топливо и средние дистилляты. Они были введены Федеральным законом от 29 февраля 2016 г. № 34-ФЗ, изменившем статью 193 Налогового кодекса РФ. Эксперты предрекали, что в результате этого цены на топливо вырастут на 10-15%, однако спустя неделю этого не произошло.
В Федеральной антимонопольной службе уверены, что это не случайность, и что российский топливный рынок обладает устойчивостью. Сразу после принятия решения Правительством России о повышении акцизов, ФАС дала прогноз, что такая мера никак не повлияет на розничные цены бензина и дизтоплива, вопреки мнениям экспертов. Заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин на своей пресс-конференции сообщил журналистам, что оптовые цены на топливо действительно поднялись примерно на 6%, но это удорожание находится в пределах инфляционных колебаний.
В этом смысле ожидания, которые были связаны с изменением акцизов на оптовом топливном рынке, в целом уже отыграны. Я напомню, что в новый год мы вошли с хорошей динамикой предыдущего года, когда цены существенно отставали от инфляции. В нынешнем году какие-то сезонные изменения стоимости топлива, конечно, будут, это неизбежно. Но в целом, положение дел благоприятное.
Чиновник напомнил, что ставка акциза на автомобильный бензин выросла на 2,6 рубля из расчета на 1 литр топлива и теперь составляет 10,1 рубль, на дизельное топливо рост стоимости акциза составил 1,1 рубль на 1 литр и теперь равен 5,3 рубля в стоимости 1 литра топлива. Акцизы и другие налоги составляют примерно 60% в стоимости топлива, однако, по словам представителя ФАС, ставки акцизов все же не являются определяющим фактором, влияющим на ценообразование горючего.
По данным ФАС России, розничные цены на бензин по состоянию на конец марта с начала года выросли только на 0,6%, а цена дизельного топлива за аналогичный период даже снизились на те же 0,6%. Это связано со стабилизацией оптовых цен на федеральном оптовом рынке, а также с сохранением запасов топлива на уровне прошлого года. Таким образом, высокопоставленный чиновник ФАС выразил надежду, что цены на бензин и дизтопливо в 2016 году не станут сдерживающим фактором для развития российской экономики.
Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша в целом согласен с позицией ФАС. Он рассказал, что рост оптовых цен на горючее на 9% пока не отразился на розничном рынке топлива. Кроме того, цены на ГСМ в России остаются одними из самых низких в Европе.
В общем и целом сегодня действительно все стабильно. Цены на топливо в России - самые низкие в Европе: в пересчете на доллары - 0,54 доллара за литр. Следующей идет Белоруссия - 0,59 доллара и Украина - 0,81 доллара. Самые высокие цены в Норвегии и Голландии - 1,77 доллар.
Примечательно, что эти расчеты главы РТС сделаны в валюте США, которая, как известно, существенно выросла по отношению к российскому рублю с конца прошлого года. Однако, сам представитель производителей топлива связывает дешевый российский бензин не с падением курса рубля, а с ростом его производства. Кроме того, отмечено значительное снижение потребления и уменьшением объемов продаж топлива на заправочных станциях. РТС оценивает падение объемов реализации на АЗС примерно в 10-15%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Ажиотажа на рынке нет, виной тому экономический кризис.
Кроме того, президент Российского топливного союза заявил о приближении оптовых цены на топливо к критическому порогу, после которого неминуемо начнут расти и розничные цены. При этом нельзя допустить административного давления на понижение розничных цен, поскольку это приведет к снижению качества горючих материалов. Поэтому, уже летом россиянам все же придется привыкать к новым ценам на бензин.