Обзор судебной практики: защита прав потребителей
Решения судов, направленные на защиту прав потребителей неисчерпаемы и разнообразны. В свежем обзоре судебной практике о том, почему потребитель не может требовать у банка копию договора устно, чем чреваты ошибки в квитанции на оплату электроэнергии и почему нельзя ограничивать подсудность по потребительским договорам.
1. Офертно-акцептная форма сделки не предполагает выдачи клиенту копии договора
Если потребитель заключил договор на оказание банковских услуг в офертно-акцептной форме, он тем самым согласился с условиями, предложенными ему банком, поставив свою подпись под заявлением на оказание таких услуг. Поэтому банк не должен выдавать ему копию договора и других документов по сделке. Так решил Челябинский областной суд.
Суть спора
В суд обратился гражданин с иском к акционерному обществу "ОТП Банк", в котором просил обязать банк предоставить ему копии договора на выпуск кредитной карты с приложением графика платежей, а также расширенную выписку по лицевому счету с момента заключения договора по день подачи искового заявления. Гражданин указал, что он и АО "ОТП Банк" заключили договор на выпуск кредитной карты, по условиям которого был открыт текущий счет в рублях на его имя. Кредитная организация обязалась осуществлять обслуживание счета и предоставить гражданину кредит. Отказ предоставить копии документов гражданин расценил как нарушение своих прав потребителя. Он направил в адрес банка претензию с требованием о предоставлении копий документов, которая была оставлена банком без ответа.
Решение суда
Суд первой инстанции принял решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Оно было оставлено в силе апелляционным определением Челябинского областного суда от 29.02.2016 по делу N 11-3186/2016.
Судьи указали, что в силу пункта 3 статьи 438 ГК РФ и пункта 3 статьи 434 ГК РФ существует возможность заключения договора в офертно-акцептной форме, предусматривающей совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора. В спорной ситуации истец был ознакомлен с условиями кредитного договора, а также тарифами по потребительскому кредитованию и по банковским картам в момент написания заявления на предоставление услуг. Он выразил свое согласие с информацией, заверив это своей подписью в заявлении. Гражданин получил на руки один экземпляр заявления с условиями заключенного кредитного договора, а также договора о предоставлении и обслуживании банковской карты. В этом же заявлении был приведен график платежей.
Таким образом, банк выполнил условия статьи 10 , которая предписывает обязательное предоставление клиенту полной информации о товарах (работах, услугах), которая в обязательном порядке должна содержать цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при предоставлении кредита: размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы.
Поскольку истец не предоставил судам доказательств того, что обращался в банк с требованием предоставить ему копии договора и приложений к нему, суды сочли, что банк не нарушил прав гражданина, как потребителя.
2. Условие о том, что все споры подлежат рассмотрению в одном суде, нарушает права потребителя
Если организация внесла в договор с потребителем условие о том, что все споры подлежат рассмотрению в конкретном суде общей юрисдикции, она нарушила Закон о защите прав потребителей и должна понести административную ответственность. Так решил Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Суть спора
Организация обратилась в суд с заявлением о проверке законности и обоснованности постановления территориального отдела Роспотребнадзора о привлечении к административной ответственности, установленной частью 2 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за включение в договор с потребителем условий, ущемляющих установленные законом права потребителя, в виде наложения административного штрафа в размере 10 тысяч рублей.
Решение суда
Суды всех инстанций отказали заявителю в удовлетворении исковых требований. Судьи указали, что организацией было нарушено законодательство о защите прав потребителей, а именно: в договор с клиентом было включено условие о том, что "если стороны исчерпали все претензионные (внесудебные) процедуры и не пришли к обоюдному согласию, все споры подлежат рассмотрению в Головинском районном суде г. Москвы". Это является нарушением требований статьи 29 Гражданского процессуального кодекса РФ и пункта 2 статьи 17 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей". Поэтому Федеральный арбитражный суд Московского округа в постановлении от 16 января 2014 г. по делу N А40-38502/13-84-366 также пришел к выводу, что организация была обосновано привлечена к административной ответственности.
<Письмо> Рослесхоза от 25.02.2016 N ЕК-07-54/1985
Статья 434 ГК РФ. Форма договора
Статья 29 ГПК РФ. Подсудность по выбору истца
Статья 14.8 КОАП РФ. Нарушение иных прав потребителей
апелляционным определением Челябинского областного суда от 29.02.2016 по делу N 11-3186/2016