Правила определения КМБ будут пересмотрены, а ЦБ РФ заставит страховщиков выдавать электронные полисы ОСАГО
Российский союз автостраховщиков настаивает на пересмотре принципов расчета коэффициента аварийности при заключении договоров гражданской ответственности автовладельцев. Вместе с тем, Центробанк собирается обязать все страховые компании продавать электронные полисы ОСАГО.
Российский союз автостраховщиков высказал предложение о ежегодном установлении коэффициента аварийности (КБМ) не по истории страхового полиса ОСАГО, а по каждому водителю – физическому лицу индивидуально. Значение коэффициента следует пересматривать ежегодно по состоянию на 1 января следующего года. Такая система позволит страховщикам избежать путаницы, которая существует сейчас из-за привязки КМБ к страховым полисам. Один человек может иметь несколько страховых полисов ОСАГО на разные автомобили, и по каждому из них у него может рассчитываться свой КБМ. В итоге получается несколько коэффициентов, а значит при заключении с этим автовладельцем нового договора ОСАГО, страховая компания не знает какой из них применять. Единый КБМ позволит реально учитывать безаварийную езду или количество ДТП по каждому водителю, а не по одному страховому полису. Кроме того, с 1 января 2016 года страховые компании должны передавать в систему АИС РСА все сведения об осуществленных страховых выплатах по ДТП. В этих сообщениях фигурируют данные конкретных граждан, признанных виновниками аварии. Поэтому такие сведения обязательно будут учтены при вычислении КБМ в 2017 году. Свое предложение страховщики уже передали финансовому регулятору. В нем учтены также и открытые страховые полисы ОСАГО, когда за руль фактически может сесть любой водитель. Об этом и других новшествах рассказал на пресс-конференции исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев.
Предложение о достаточно высоком КБМ мы с Центробанком согласовываем, потому что за руль такой машины может сесть кто угодно. Если несколько человек вписаны, то считаться стоимость будет по худшему водителю. Поэтому лучше аварийного водителя к себе не вписывать. Страховым компаниям сложно учитывать все коэффициенты, если человек фигурирует в нескольких полисах: в одних он – автовладелец, в других – допущенное к управлению лицо. А если человек более года не заключал договора ОСАГО и не был вписан в такой договор, то его КБМ и вовсе обнуляется.
Глава РСА сообщил, что главными предпосылками для пересмотра принципов исчисления коэффициента "бонус-малус" стали требования новой редакции Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ. Новый порядок должен персонализировать скидки по ОСАГО и сделать их более определенными, как для граждан, так и для страховых компаний. Ведь даже, если водитель фигурирует в нескольких страховых полисах одновременно, при переходе на новые правила будет высчитываться наименьший из имеющихся КМБ по разным договорам ОСАГО. В этом случае около 20% водителей смогут рассчитывать на большую скидку по страховке, а значит сэкономить. Однако если в информационной системе появятся данные о ДТП и причиненных конкретным водителем убытках, то в отношении него будет применяться максимальный из установленных в страховых полисах "бонус-малус". Для юридических лиц в новых правилах также нашлось место. РСА предлагает устанавливать для них КБМ на основе среднего значения коэффициента "бонус-малус" для всего парка транспортных средств, принадлежащих организации. Значение КМБ будет применяться для всех машин без исключения, включая новые автомобили. Страховщики уверены, что такой подход упростит систему расчета тарифа ОСАГО для юридических лиц у которых, как правило, не один автомобиль, а много. В то же время бизнесмены не смогут больше искусственно занижать КМБ для своих машин. Кроме того, глава РСА сообщил о подготовке страховых компаний к переходу на новые бланки ОСАГО. Их хождение начнется с 1 июля 2016 года, однако старые бланки будут продолжать действовать до окончания срока и никакого обязательного обмена их на новые не предусмотрено. Застрахованные лица по своему желанию смогут обращаться с просьбой о замене старых бланков на полисы нового образца в свои страховые компании. Эта процедура будет полностью бесплатной. У новых полисов ОСАГО появятся дополнительные степени защиты от подделки, в частности, поле с QR-кодом. Неудобством для владельцев полисом старого образца окажется дополнительный контроль. Ведь инспектор ГИБДД при проверке документов должен будет не только визуально оценить наличие страховки, но и проверить уникальный номер полиса по электронной базе. При этом Банк России настаивает на том, чтобы все страховые компании осуществляли продажи электронных страховых полисов ОСАГО своим клиентам. Такое сообщение появилось на официальном сайте регулятора:
Для этих целей Центробанк собирается установить дополнительные специальные требования к РСА, в целом, и каждой страховой организации в отдельности. Эти требования направлены на гарантирование непрерывной работы соответствующих информационных систем, а значит на обеспечение возможности для клиентов приобретать страховку, не выходя из дома. Соответствующий законопроект уже находится в разработке и вскоре должен поступить в Минфин России.