Минфин хочет отменить льготные тарифы социальных взносов после президентских выборов
Ранее планировалось, что тарифы на социальное страхование с 2019 года вырастут до 34%. В правительстве придумывают, как еще можно реформировать систему социальных взносов, чтобы доходы государства подросли.
В Министерстве финансов обсуждают, как изменить систему взимания социальных платежей, чтобы увеличить доходы бюджета. А чтобы не нарушить обещание президента о сохранении нагрузки на бизнес, чиновники согласны подождать до 2018-2019 гг. и ввести новые правила уже после выборов. Минфин предлагает отказаться от всех льгот, действующих сегодня в рамках системы социального страхования. В частности, планируется отменить пониженный тариф взноса в Пенсионный фонд в случае превышения предельной базы для его начисления. С 1 января 2016 года работодатели перечисляют взносы в ПФР в размере 22%, если доход работника не больше 796 тысяч рублей в год. Взносы с суммы превышения утверждены на уровне 10%. Именно этот льготный тариф и хотят отменить в Министерстве финансов в 2019 году. Независимо от заработной платы на социальное страхование должно перечисляться 30%, уверены чиновники. При этом о расширении пенсионных прав или новых преимуществах для предпринимателей и граждан никто не говорит. Еще одна «лишняя», по мнению чиновников, преференция – льготы для особых категорий налогоплательщиков. Например, для IT-отрасли соцвзносы составляют только 14%, аптечные организации платят 20% вместо 30. Отменять их пока не планируется, но предоставляемый пакет пенсионных прав предлагают сократить. А еще обязать работодателя заранее предупреждать работника о том, что взносы в ПФР он платит небольшие, поэтому и пенсионное обеспечение от государства будет небольшим. Лица, которые захотят увеличить размер будущей пенсии, смогут самостоятельно ежемесячно «откладывать» от 2 до 5% своей зарплаты, предлагают правительственные финансисты. Реформа может затронуть и малый бизнес. Ранее в Министерстве труда и социальной защиты предлагали изменить порядок расчета страховых взносов с учетом нового повышающего коэффициента. Позже к этой инициативе присоединился и Минфин. В министерстве уверены, что фиксированный страховой взнос для ИП без наёмных работников должен вырасти до 2,2 МРОТ в зависимости от стажа индивидуального предпринимателя. В 2016 году страховой взнос «за себя» составляет 1 МРОТ x 26% x 12 месяцев плюс 1% от суммы дохода, превышающей 300 тысяч рублей. Несмотря на то, что в социальном блоке правительства высказанные идеи пока не поддерживают, у Минфина есть солидный аргумент – нужно пополнять бюджет реальными деньгами. Причем, чиновники могут выставить свой вариант как более выгодную альтернативу уже запланированному повышению тарифов на социальное страхование с 30 до 34 % с 2019 года. По оценкам экспертов, в случае принятия одобрения инициативы финансистов, доходы государства составят порядка 590 миллиардов рублей. Если просто поднять тарифы, государство недополучит около 100 миллиардов. Эксперты, правда, сомневаются, что эффект от реформы Минфина будет именно таким, как ожидают финансисты. Скорее всего, чиновники не учли потери от ухода в тень предпринимателей, возможного снижения поступлений от НДФЛ, сокращения доходов регионов от налога на прибыль. И эти убытки придется компенсировать.