Юлия
385

Жалобы граждан на организации, доминирующие на рынке, будут рассматривать профильные органы

Поправки к Федеральному закону "О защите конкуренции" запрещают организациям, доминирующим на рынке, ущемлять права не только предпринимателей, но и граждан. Федеральная антимонопольная служба объяснила, как данная норма будет применяться на практике.

5 января 2016 года вступили в силу поправки к Федеральному закону "О защите конкуренции", внесенные Федеральным законом от 05.10.2015 N 275-ФЗ. В связи с этим Федеральная антимонопольная служба России опубликовала письмо от 28.12.2015 N СП/75571/15 "О направлении разъяснений", в котором разъяснила порядок практического применения новых требований антимонопольного законодательства.

Новая редакция статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" предусматривает запрет на действия либо бездействие хозяйствующего субъекта, который занимает доминирующее положение на рынке. В частности, если результатом таких действий являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции или ущемление интересов хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности и других потребителей услуг.

В случае, если потребитель считает свои права и интересы ущемленными, он должен обратиться с жалобой не в ФАС, а в орган, который непосредственно контролирует и регулирует деятельность нарушителя. В случае с услугами ЖКХ таким органом является государственный жилищный надзор, а в в ситуации с услугами страхования - Центробанк РФ. Если же физическое лицо обратилось с подобным заявлением в ФАС и его деятельность не связана с предпринимательской деятельностью, то его заявление должно быть перенаправлено в соответствующий орган исполнительной власти в течение 7 дней с момента его регистрации. Уведомление заявителя о переадресации является обязательным.

К примеру, заявление гражданина об ущемлении его интересов в связи с исполнением договорных обязательств, поступившее в антимонопольный орган, должно быть направлено в Роспотребнадзор для рассмотрения в соответствии с компетенцией. Начиная с 5 января 2016 года заявления граждан о нарушении антимонопольного законодательства, если заявитель не осуществляет предпринимательскую деятельность, подлежат прекращению ввиду отсутствия нарушения антимонопольного законодательства. Но только в том случае, если интересы лично заявителя не были ущемлены действиями доминирующего хозяйствующего субъекта. А также, если результатом этих действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Юлия