Верховный суд раскрыл заговор страховщиков
Верховный суд России согласился с выводами Федеральной антимонопольной службы о существовании сговора крупнейших страховых компаний при заключении полисов ОСАГО. Страховщики договорились о навязывании клиентам дополнительных страховых услуг при заключении договоров обязательного страхования. Теперь они должны заплатить крупные штрафы.
Верховный суд РФ 7 декабря 2015 года встал на сторону Ростовского УФАС в споре между ведомством и 14 крупнейшими российскими страховыми компаниями. О своей победе в этом затяжном споре со страховщиками сообщила Федеральная антимонопольная служба. Сумма штрафов, которые будут должны заплатить фигуранты дела, входящие в ТОП-20 страховщиков России, составила более 48 млн рублей. Как сказано в сообщении ФАС:
После проверок, проведенных специалистами ФАС по жалобам граждан, выяснилось, что автовладельцы фактически были лишены права выбора и не имели возможность купить полис ОСАГО без дополнительных услуг на территории ряда муниципальных районов Ростовской области, поскольку практически все страховые компании, которые работали в этом регионе "осуществляли единообразные, синхронные действия, нарушающие антимонопольное законодательство". В число нарушителей, как сообщает ФАС, вошли:
Все эти страховые компании входят в двадцатку крупнейших в России и имеют филиалы во всех регионах. ФАС признала всех страховщиков виновными в нарушении требований Федерального закона "О защите конкуренции". Надо отметить, что на момент этих событий у граждан еще не было возможности приобрести электронный полис ОСАГО через интернет, поэтому они были вынуждены заключать договоры со страховщиками на невыгодных для себя условиях. В настоящее время, с 1 октября 2015 года, полисы ОСАГО можно купить в интернете по всей территории России. А начиная с 2016 года автомобилисты смогут даже не возить с собой бумажный полис, поскольку наличие автостраховки будет проверяться автоматически, в том числе - посредством камер для видеонаблюдения за дорожным движением.
Что касается "проштрафившихся" страховых компаний, то они не согласились с решением ФАС и обратились в суд. Дело оказалось по-настоящему прецедентным. Антимонопольная служба смогла доказать в суде, что по статистическим данным у всех страховщиков значительно выросло количество заключенных договоров добровольного страхования. Общее число жалоб, при этом, составило более 1 тысячи. Причем граждане, обращавшиеся в ведомство, были никак не связаны между собой.
Однако, Арбитражный суд Ростовской области в феврале 2015 года признал недействительными решение Ростовского Управления ФАС. Арбитры отметили, что «статистика роста количества заключенных договоров добровольного страхования не может свидетельствовать о навязывании договоров добровольного страхования в рамках проводимой страховыми компаниями “единой политики”». ФАС подала апелляционную жалобу и суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции. Судьи провели аналогии между понятиями «устное соглашение» и «согласованные действия» и признали факт единообразного поведения страховщиков доказанным. При этом, возросшее количество страховых договоров на другие услуги, по мнению судей, действительно свидетельствует о наличии соглашения между страховщиками. Кассация, куда на этот раз обратились страховщики, оставила решение апелляции в силе.
Точку в споре поставил Верховный суд РФ. Из определения ВС следует, что антимонопольный орган действительно доказал факт заключения соглашения между страховыми компании. Ведь оно не обязательно должно быть письменным. Как сказано в судебном акте:
Таким образом, ФАС с помощью Верховного суда смогла возвести устные соглашения между компаниями в ранг действий, которые могут существенно влиять на исполнение требований антимонопольного законодательства. Ведь, вслед за сговором страховщиков теперь может быть разоблачен сговор страховщиков и банков, или медицинских организаций и страховщиков, а, может быть, банков и строительных компаний. Вариантов существует множество. Дело теперь остается за малым - собрать жалобы от потребителей и привести необходимую статистику роста оказанных гражданам услуг. Дальнейший алгоритм действий теперь уже известен.
Федерального закона "О защите конкуренции"